Содержание

Автомат Калашникова: эволюция легенды

Сегодня, 10 ноября, исполняется 101 год со дня рождения Михаила Тимофеевича Калашникова. Созданный им автомат до сих пор является брендом номер один в оружейном мире. Со времени принятия АК на вооружение прошло уже более 70 лет, но конструкция автомата до сих пор активно развивается и не теряет актуальности.

Рассказываем об истории создания и эволюции автомата Калашникова: от АК образца 1947 года до новой двухсотой серии.
 

Как появилось изобретение века 

Изобретательством Михаил Калашников увлекался с малых лет, а первые военные разработки сделал перед Великой Отечественной войной, когда служил в танковых войсках. В частности, он создал оригинальную конструкцию для ведения пистолетной стрельбы из танка. А идея создания легкого, скорострельного и простого в использовании автоматического оружия пришла к нему во время вынужденного перерыва в службе – в августе 1941 года танкист Калашников получил ранение и оказался в госпитале.

Как позже он писал в мемуарах, «немцы виноваты, что я стал военным конструктором». 

Михаил спешно заполняет пробелы в знаниях и во время реабилитационного отпуска приступает к созданию своего первого пистолета-пулемета. С ним он доходит до этапа стрелковых испытаний. Испытания оружие не проходит, но Калашников получает ценнейший опыт знакомства с образцами современного стрелкового оружия, изучает его устройство и методики испытаний, общается со специалистами оружейного дела. 


Отправной точкой для появления Автомата Калашникова историки считают 15 июля 1943 года, когда на заседании Наркомата обороны было принято решение о создании нового патрона уменьшенной мощности калибром 7,62-мм и автомата под него. В конкурсе участвовало большое количество конструкторов, но Михаил Калашников приступил к работам только в середине 1945 года.    

Осенью 1946 году с большой помощью коллектива Ковровского завода №2 Калашников собирает три опытных образца, обозначенных по конструктору и году создания как АК-46. Автомат Калашникова вместе с разработками конструкторов Дементьева и Булкина проходит во второй испытательный тур. Именно во время доработок к следующему этапу приемки были внесены революционные изменения, сделавшие легендарный автомат таким, каким мы его знаем сегодня.

«Солдат сделал оружие для солдата» 

Михаил Тимофеевич рассказывал, что во время работы над АК-47 он и его коллеги стремились избавиться от стереотипов, накопившихся в оружейном деле. Он много общался с простыми солдатами – будущим пользователями его оружия. Сам, будучи рядовым, Калашников хорошо понимал, какими характеристиками должен обладать идеальный автомат: кроме высоких стрелковых качеств, его оружие должно быть удобным и простым. Но, как говорил сам конструктор, «сделать простое иногда во много раз сложнее, чем сложное». 


Стрелок с автоматом АК во время полигонных испытаний. 1948 г.

Доработанный автомат АК проявил себя лучше других на испытаниях и был рекомендован к серийному производству. В 1948 году на Ижевском мотозаводе была выпущена первая партия в 1500 стволов. В следующем году «7,62-мм автомат Калашникова образца 1947 года» принят на вооружение, а Михаил Калашников получает Сталинскую премию I степени. Так молодой тридцатилетний сержант обошел маститых ученых в соревновании за основной автомат советской армии. В 1949 году Калашников назначен конструктором Ижмаша, где и продолжил развивать свое изобретение. 

Если по кучности стрельбы автомат Калашникова уступал соперникам по конкурсу, то в живучести ему было не отказать. Он продолжал стрелять после замачивания в болотной жиже, падения с высоты на цементный пол, «купания» в песке и воде, заморозки в холодильных камерах. Гениальные конструкторские решения Калашникова обеспечили автомату долгую жизнь, сделав его самым популярным стрелковым оружием в мире. Схема АК-47 отличается высокой оптимизацией и используется конструкторами до сих пор.

АКМ и АК-74: эволюция продолжается

В 1950-е годы требования к автоматическому оружию повышаются, и коллектив Калашникова представляет новый автомат Калашникова модернизированный (АКМ), который в 1959 году принимается на вооружение.  


АКМ

При создании этой модели были использованы новейшие технологии, в том числе пластмассовая коробка, что позволило уменьшить вес оружия на 700 граммов. Благодаря замедлителю курка и новой затворной раме повысились точность и кучность стрельбы. Дульный тормоз-компенсатор уменьшил подскок автомата при стрельбе. Прицельная дальность автомата выросла с 800 до 1000 метров. Также был разработан вариант для десантников АКМС со складным металлическим прикладом. 

В 1970-е годы армии многих стран приходят к необходимости уменьшения калибра автоматического оружия для снижения массы носимого боекомплекта и снижения избыточной мощности патрона 7,62-мм. В 1974 году в СССР принимается на вооружение автомат АК-74, разработанный Михаилом Калашниковым под новый патрон калибра 5,45 мм. 


АК-74

Скорость пули выросла до 900 м/с, благодаря новому дульному тормозу выстрел стал тише, а отдача – меньше. Цевье и приклад АК-74 со временем стали изготавливать из пластика. Также был разработан вариант АКС-74 для десанта и АК-74Н с креплением для ночных прицелов. Именно АК-74 принимал участие в Афганской войне и по сей день используется во многих странах.

 

«Сотые» и «двухсотые»: новые поколения АК

Модернизированная версия АК-74М положила начало четвертому поколению автоматов Калашникова. Эта модель поступила в армию в начале 1990-х годов и отличалась складывающимся вбок полимерным прикладом и универсальным креплением для дополнительных устройств. 

АК-74М стал основой для так называемой «сотой серии» автоматов Ижмаша, разработанной под самые популярные калибры, в том числе используемые НАТО − 7,62х39 мм (АК-103 и АК-104), 5,56х45 мм (АК-101 и АК-102) и 5,45х39 мм. Такое решение повысило экспортные возможности автоматов Калашникова. Модели со 101 по 104 предназначались на экспорт, а АК-105 – для силовых ведомств России.  


АК-105

В 2011 году началась разработка автоматов Калашникова нового поколения − «двухсотой серии». Автомат АК-12 создавался как основное оружие комплекта солдата будущего «Ратник». В новой модели конструкторы сохранили все преимущества, сделавшие АК самой популярной маркой автоматов в мире: надежность, простоту использования и обслуживания, высокую универсальность при достаточно низкой цене. 

Одной из задач при разработке АК-12 было снижение массы автомата с уже встроенным обвесом. Второй задачей, которую поставили военные, стало улучшение точности и кучности стрельбы. От своих предшественников АК-12 также отличается улучшенной эргономикой – с ним можно справиться даже одной рукой. Одно из долгожданных обновлений – две планки Пикаттини для крепления прицелов, фонарей и другой техники. Новый автомат поступает в армию с конца 2018 года, реализуются экспортные контракты. 


АК-12

АК-12 стал прародителем целого семейства нового оружия концерна «Калашников». На основе АК-12 уже создан ручной пулемет РПК-16 с двумя типам стволов, который может использоваться и как штурмовая винтовка. На форуме «Армия-2020» был впервые показан автомат АК-19 в калибре 5,56×45 мм, принятом на вооружение в странах НАТО. В его основе – тоже конструкция АК-12.

история создания АК-47 — настоящей легенды оружия: Оружие: Наука и техника: Lenta.ru

В 1947 году конструктор Михаил Калашников разработал автомат, который впоследствии стал известен как АК-47. В 1949 году автомат Калашникова был принят на вооружение, а в 1950-х годах лицензии на производство автоматов передали 18 странам — союзникам СССР. Кроме того, в ряде государств развернули производство автомата без лицензии. Вкупе с надежностью и простотой эксплуатации это позволило АК стать самым распространенным стрелковым оружием во всем мире. «Лента.ру» рассказывает, как создавали автомат и что сделало его культовым оружием.

История создания автомата Калашникова

В годы Второй мировой войны на поле боя появился новый тип стрелкового оружия под промежуточный патрон. Этот боеприпас объединял преимущества винтовочных и пистолетных патронов, позволяя создать относительно легкое и хорошо управляемое автоматическое оружие с достаточной точностью стрельбы очередями на дальность до 400 метров. Американские военные получили карабины M1 и M2 под патрон калибра 7,62 на 33 миллиметра, а в Германии выпускали штурмовую винтовку Sturmgewehr 44 под патрон калибра 7,92 на 33 миллиметра.

1949

год

Автомат Калашникова приняли на вооружение

В СССР первый промежуточный патрон разработали в 1943 году. Вскоре был объявлен конкурс на создание оружия под новый боеприпас калибра 7,62 на 39 миллиметров. Фаворитом стал автомат АС-44 конструктора Алексея Судаева, который испытывали и модернизировали до 1946 года, но кончина конструктора после болезни привела к остановке работ. По этой причине провели еще один тур испытаний, в которых принял участие Михаил Калашников, уже создавший к тому времени несколько образцов оружия. Его проект одобрили и выпустили первый вариант автомата Калашникова, который иногда обозначают как АК-46.

Впрочем, этот образец признали непригодным для дальнейшей отработки, но Калашников добился пересмотра решения и получил одобрение на доводку автомата. Следующий шанс конструкторам предоставили в 1947 году. Калашников представил измененную версию автомата, работа над которым велась на заводе №2 в Коврове. Этой модели удалось обойти конструкции Александра Дементьева (КБП-520) и Алексея Булкина (ТКБ-415). В отчете Научно-исследовательского полигона стрелково-минометного вооружения Главного артиллерийского управления Вооруженных Сил СССР, составленном в январе 1948 года, отмечали надежность автоматики и живучесть деталей автомата Калашникова:

7,62-мм автомат Калашникова (…) по безотказности автоматики и живучести деталей в целом удовлетворяет ТТТ и может быть рекомендован для изготовления серии

В январе 1948 года было принято решение о выпуске первой опытной партии АК-47, а летом того же года первые автоматы отправили на войсковые испытания, которые прошли успешно. 18 июня 1949 года на вооружение Советской армии и Военно-морского флота приняли автомат Калашникова (АК) с деревянным прикладом и автомат Калашникова со складывающимся металлическим прикладом (АКС). Стоит отметить, что в системе наименования стрелкового оружия, которая сформировалась в СССР после войны, год постановки на вооружение не указывался. Тем не менее индекс «АК-47» использовали в официальных документах. Существует теория, что АК-47 является плагиатом StG-44 конструкции Хуго Шмайссера. На самом деле в конструкции двух автоматов мало общего. В частности, они отличаются конструкцией ствольной коробки и ударно-спускового механизма.

Конструкция автомата Калашникова

Базовая версия АК состоит из 95 деталей.

Из чего состоит автомат Калашникова:

  • ствол со ствольной коробкой, прицельными приспособлениями и прикладом;
  • отъемная крышка ствольной коробки;
  • затворная рама с газовым поршнем;
  • затвор;
  • возвратный механизм;
  • газовая трубка со ствольной накладкой;
  • ударно-спусковой механизм;
  • цевье;
  • магазин;
  • штык.

Принцип действия автомата основан на использовании пороховых газов, которые отводятся через верхнее отверстие в стенке ствола.

Механизм запускается нажатием на спусковой крючок. После этого курок бьет по ударнику под действием ударной пружины, происходит накал капсулы и воспламенение порохового снаряда. Под действием пороховых газов пуля врезается в нарезы ствола и движется по его каналу. Переводчик-предохранитель, осуществляющий переключение режимов огня и включение предохранителя, расположен на правой стороне ствольной коробки.

Михаил Калашников с АК-47

Фото: Владимир Вяткин / РИА Новости

Автомат с коробчатым магазином на 30 патронов весит 4,3 килограмма. Длина ствола — 415 миллиметров. Техническая скорострельность АК составляет 600-650 выстрелов в минуту, а прицельная дальность — 800 метров. Пуля с начальной скоростью 715 метров в секунду сохраняет убойное действие на дальности до 1500 метров. Одной из слабых сторон базовой версии АК стала кучность боя, которая не полностью удовлетворяла требованиям заказчика. Например, срединные отклонения АК при стрельбе короткими очередями пулями со стальным сердечником составляли 11 сантиметров по высоте и 8 — боковое (дальность стрельбы — 200 метров), а на дальности в 300 метров отклонения увеличивались до 17 и 12 сантиметров соответственно.

Как модернизировали автомат Калашникова

Новое оружие, развертывание производства которого поручили Ижевскому машиностроительному заводу №74 (позже преобразован в «Ижмаш»), не было лишено «детских болезней». В частности, возникали нарекания к качеству штампованной ствольной коробки. К 1950 году разработали вариант АК с фрезерованной деталью, что увеличило себестоимость производства оружия, но позволило наладить массовый выпуск автоматов не только в Ижевске, но и на других оружейных заводах СССР. Дальнейшая доработка оружия позволила к 1954 году практически втрое снизить себестоимость АК по сравнению с первыми образцами.

В 1959 году на вооружение приняли автомат Калашникова модернизированный (АКМ) и его версию со складывающимся металлическим прикладом (АКМС). Целью модернизации стало повышение эффективности стрельбы. АКМ получил приподнятый приклад, приближающий точку упора к линии стрельбы, и замедлитель срабатывания курка, который повысил устойчивость оружия и кучность боя. Также устойчивость повысили за счет переноса точки удара затворной рамы в переднем положении с правой стороны на левую.

Прицельная дальность стрельбы увеличилась до 1000 метров. Также в АКМ уменьшилось рассеивание по высоте попаданий. Суммарные срединные отклонения на дальности 800 метров составляли 64 (вертикальное) и 90 (по ширине) сантиметров — против 76 и 89 сантиметров у АК. Также автомат стал легче предшественника — снаряженный АКМ весит 3,6 килограмма.

С середины 1960-х годов АКМ начали оснащать дульным компенсатором, который увеличил точность стрельбы из неустойчивых положений. Вместо этой детали можно установить щелевой пламегаситель или прибор бесшумной стрельбы ПБС-1. Также были разработаны варианты АКМ с ночными прицелами.

Как и АК, модернизированный автомат получил коробчатый магазин на 30 патронов, который можно заменить магазинами от ручного пулемета Калашникова (РПК) на 40 или 75 патронов. АКМ оснащен секторным прицелом, который проградуирован до 1000 метров, и мушкой у дульной части ствола.

АКМ и его варианты стали самыми массовыми образцами АК под патрон калибра 7,62 миллиметра

Следующей ступенью эволюции стал АК-74, принятый на вооружение в 1974 году. Ключевым отличием нового автомата стало использование патрона калибра 5,45 на 39 миллиметров. Пуля патрона уменьшенного калибра давала меньшую отдачу, а также обеспечивала улучшение настильности стрельбы и большую дальность прямого выстрела. Это способствовало улучшению меткости, особенно при стрельбе очередями. АК-74 оснастили двухкамерным дульным устройством, которое выполняет функции дульного тормоза, компенсатора и пламегасителя. Устройство дополнительно снижает отдачу, а также улучшает кучность и точность стрельбы. Суммарное срединное отклонение (дальность 800 метров) у АК-74 составляет 48 сантиметров по высоте и 64 — по ширине.

Американский морской пехотинец с восточногерманским автоматом MPi-KMS72, который выпускали по советской лицензии

Фото: PD-LAYOUT / Wikimedia

В семейство АК-74 также вошла модель АКС-74 со складывающимся влево рамочным металлическим прикладом и «ночные» варианты (АК-74Н и АКС-74Н) с боковой планкой для крепления ночных прицелов. Позже была создана унифицированная версия автомата — АК-74М. Он получил штатную боковую планку для крепления ночных и дневных прицелов, новый складной приклад, улучшенный дульный тормоз-компенсатор и усиленную конструкцию крышки ствольной коробки. Внешне АК-74М отличался от прошлых моделей пистолетной рукояткой цевьем и прикладом, которые изготавливали из черного стеклонаполненного полиамида — более прочного, чем дерево.

На базе АК-74М разработали экспортные версии под патроны 5,56 на 45 миллиметров (АК-101) и 7,62 на 39 миллиметров (АК-103), которые относятся к «сотой» серии. В нее также вошли модификации с укороченным на 101 миллиметр стволом (АК-102, АК-104, АК-105) и модели, использующие схему со сбалансированной автоматикой (АК-107, АК-108, АК-109).

В 2008-2009 годах «Ижмаш» начал разрабатывать АК «двухсотой» серии, но работы заморозили и возобновили только в 2015 году. Оружие на базе автоматов «сотой» серии получило регулируемые складные приклады, новые дульные устройства и комплект планок Пикатинни, обеспечивающих удобную установку прицелов и дополнительного оборудования. В эту линейку входят автоматы с полноразмерным и укороченным стволом под патроны калибров 5,45 на 39, 5,56 на 45 и 7,62 на 39 миллиметров.

Автомат Калашникова в бою и на экранах

Еще в 1950-е годы СССР передал лицензии на производство АК 18 странам, а еще 20 государств развернули производство автоматов без лицензии. Также во многих странах оружие производили без лицензии малыми партиями. Считается, что всего выпущено более 100 миллионов единиц АК, которые активно применяют до сих пор.

Российский военнослужащий с АК-12

Фото: Константин Михальчевский / РИА Новости

Вкупе с простотой и надежностью оружия это обусловило его распространенность. Впервые АК массово применили в ходе подавления восстания в Венгрии в 1956 году. С тех пор автомат использовался практически во всех военных конфликтах начиная с середины ХХ века. АК стал одним из символов Вьетнамской войны, в которой США и Южный Вьетнам использовали штурмовую винтовку M16. Базовая версия американской винтовки отличалась низкой надежностью, поэтому, в частности, американские коммандос использовали трофейные АК.

Иракские военные, которых обучали американские инструкторы после свержения правительства Саддама Хуссейна в 2003 году, также предпочитали АК американским M16 и M4. По словам старшего советника временной коалиционной администрации Уолтера Слоукомба, АК был предпочтительным оружием в этой части мира.

Оказывается, каждый иракский мужчина старше 12 лет может разобрать АК и собрать с завязанными глазами и является довольно хорошим стрелком

Уолтер Слокомбстарший советник временной коалиционной администрации в Багдаде

Также АК стал атрибутом многочисленных войн за независимость. АК увековечили на гербах Восточного Тимора, Зимбабве и Мозамбика, автомат также изображен и на флаге Мозамбика. На пограничной заставе на Камчатке в 2008 году появился памятник автомату.

Еще до первого случая массового применения АК автомат показали в фильме «Максим Перепелица», который вышел в 1955 году. Впоследствии АК регулярно вооружали различных киногероев. «Он не ломается, не заклинивает, не раскаляется. Он стреляет и в грязи, и в песке. Он так прост в применении, что из него может стрелять ребенок — и такое тоже случается», — так АК расхваливал герой Николаса Кейджа в фильме «Оружейный барон».

АК также присутствует в большинстве компьютерных игр, демонстрирующих современные боевые действия, а тайваньская компания A4Tech выпускала мышь под названием AK-47.

Самый новый автомат Калашникова

В 2016 году под руководством главного конструктора концерна «Калашников» Сергея Уржумцева создали модель АК-400, основанную на наработках по сотой и двухсотой сериям. В 2018 году автомат, который успешно прошел государственные и войсковые испытания, приняли на вооружение под обозначением АК-12 (в калибре 5,45 миллиметра) и АК-15 (7,62 миллиметра).

Позже АК-12 доработали: на форуме «Армия-2020» представили версию с новым модульным телескопическим прикладом, новой пистолетной рукоятью и диоптрическим целиком. В 2022 году стало известно, что АК-12 превысил норму Министерства обороны России по безостановочной стрельбе очередями в три раза, выдержав 680 выстрелов. Темп стрельбы АК-12 составляет 700 выстрелов в минуту.

2018

год

Принят на вооружение АК-12

АК-12, который применяют в ходе специальной военной операции, усовершенствовали по результатам боевого применения. Автомат оснастили несъемным пламегасителем-компенсатором, двухсторонним флажком переводчика-предохранителя и лишили режима стрельбы фиксированными очередями. Также АК-12 получил новое цевье, измененный диоптрический прицел и подъемную щеку приклада. В марте президент концерна «Калашников» Алан Лушников сообщил, что доработанный АК-12 запустят в серию в 2023 году.

Материалы по теме:

АК-12 стал базой для создания новых моделей оружия, в том числе ручного пулемета Калашникова РПК-16, который призван заменить в войсках РПК-74, принятый на вооружение вместе с АК-74. Также был разработан автомат АК-19, который является экспортной версией АК-12. В конце 2022 года концерн «Калашников» завершил освоение серийного производства АК-19 под патрон калибра 5,56 на 45 миллиметров.

Восстание машин

Главная » Восстание машин

Технология оживает

Революция в промышленной механизации, начавшаяся в середине 1700-х годов, развивалась поразительными темпами на протяжении всего 19 века, отчасти подстегиваемая технологическими улучшениями в станочных инструментах, паровых двигателях и ковке железа. «Самодействующие» машины, приводимые в действие паром или электричеством, двигались по собственной воле, выполняя задачи, которые когда-то выполнялись только человеческими руками. Ремесленники и квалифицированные рабочие были уволены. Завод остался здесь.

Заводные автоматы, занимательные новинки, которые выглядят и двигаются как живые существа, существовали веками. Но эта новая эра машин имитировала жизнь способами, которые раньше можно было только вообразить, и делала свое присутствие ощутимым дома и на рабочем месте, навсегда меняя то, как мы работаем и живем.

Художественная литература того времени отражала этот странный новый мир, размышляя о будущем и изобретая чудеса, подобные механическим людям с паровой тягой. Если бы машины могли работать, что еще они могли бы сделать? Куда в этом быстро механизированном мире приведут нас машины?

… невозможно было не наделить машину некоторыми интеллектуальными способностями; казалось, он сделал первый шаг от грубой материи к жизни и цели, демонстрируя свой прогресс с великой силой.

— Дороти Вордсворт, из своего дневника, впервые увидевшая водяной насос с паровым приводом, 1803 г.

В 1820-х годах британский математик и инженер Чарльз Бэббидж изобрел механический калькулятор, известный как разностная машина, для автоматического вычисления и печати точных математических таблиц. Такие таблицы, необходимые для таких задач, как навигация, банковское дело и проектирование, требовали тщательной проверки и были подвержены ошибкам, допускаемым людьми-«калькуляторами» и наборщиками — ошибки, которые могли привести к значительным потерям. Хотя изобретательский проект Бэббиджа по механизации вычислений не был создан при его жизни, он стал важным ранним шагом на пути к современным вычислениям.

Модель части разностной машины № 1 Чарльза Бэббиджа
Национальный музей американской истории
Дар корпорации International Business Machines
(Фото: Хью Талман)

В 1834 году Бэббидж перешел от разработки разностной машины к чему-то более сложному. Он представил себе машину, которую можно было бы запрограммировать с помощью перфокарт, подобных тем, которые определяли узоры ткани, производимые на жаккардовых текстильных ткацких станках. Помимо возможности программирования, его «Аналитическая машина» имела другие функции, которые позже появятся в современных компьютерах, в том числе отдельные «Хранилище» (память) и «Мельница» (процессор). Ада Лавлейс, которая сотрудничала с Бэббиджем и часто описывается как первый компьютерный программист, увидела потенциал аналитической машины не только в манипулировании числами, отметив, что она «может воздействовать на другие вещи, помимо чисел. .. Машина может создавать сложные и научные работы. музыки любой степени сложности или объема».

Перфокарты на жаккардовом станке
Изображение, сотканное из жаккардового шелка, 1844 г.
Национальный музей американской истории

Шведский изобретатель и печатник Георг Шойц вместе со своим сыном Эдвардом были вдохновлены конструкцией Бэббиджа и начали разработку собственной рабочей разностной машины в 1834 году. первые математические таблицы, рассчитанные и напечатанные на машине.

Georg Scheutz
Образцы таблиц, рассчитанные, стереоформованные и напечатанные на машинном оборудовании
Лондон, 1857 г.

Механическая имитация жизни имела и другие применения. Сэр Джордж Кейли, которого иногда называют «английским Леонардо» из-за его обширных инженерных достижений, был важным пионером в аэронавтике и воздушной навигации в начале-середине 1800-х годов. Хотя Кейли наиболее известен своим вкладом в полет, он направил свои инженерные таланты на создание искусственной руки для раненого сына фермера-арендатора. Он хотел сделать более доступную и универсальную модель, одновременно эффективную и доступную для жертв производственных и военных травм. Его инновационный дизайн имитировал артикуляцию и контроль движений человека и содержит элементы, используемые в современных протезах.

Джордж Кейли
«Описание искусственной руки»
Журнал механиков , март 1845 г.

Эти технологические инновации нашли свое применение и в быту. Эта запатентованная модель 1871 года является основой для одной из первых ползающих кукол, произведенных в Америке. Механические ручки и ножки имитируют ползание, в то время как ребенок катится вперед на латунных колесах. Реалистичный автомат, когда-то элегантная механическая забава для высшего класса, был на пути к тому, чтобы стать классической детской игрушкой.

Запатентованная модель ползучей куклы, 1871 г.
Дизайн Джорджа П. Кларка
Национальный музей американской истории

Ограничения машинного интеллекта в 19   веке не остановили предприимчивых попыток одурачить общественность. Аджиб, механический автомат, играющий в шахматы, гастролировал по увеселительным заведениям мира до конца 1800-х годов. Многие посетители полагали, что Аджиб и ему подобные могли быть достаточно умны, чтобы переиграть конкурентов-людей, и что они видели мыслящую машину в действии. Это было не так: внутри скрывался человек-шахматист.

Знаменитый автомат «Аджиб»
Торговая карточка из Музея Эдема, Нью-Йорк, 1896 г.
Национальный музей американской истории

Слово робот не появлялось до 1920 года, когда чешский писатель Карел Чапек придумал это слово в своей пьесе R. U.R. (Универсальные роботы Россум) . Произведенное от чешского слова robota,  означающего «принудительный труд» или «тяжелая работа», он использовал его для описания искусственно созданной гуманоидной рабочей силы. Однако за десятилетия до Чапека возможности механизации и силы пара уже вдохновляли механических существ в художественной литературе. В конце 1860-х годов механические люди с паровым двигателем начали появляться в недорогих приключенческих рассказах. В народных сказках рассказывалось о героических подвигах изобретателя и его фантастических творениях.

Эдвард С. Эллис
Огромный охотник;
или «Паровой человек из прерий»

(полдаймовая библиотека Бидла)
Нью-Йорк, 1882 год;
факсимильный репринт, ок. 1945
Дар библиотеки Бернди
Фрэнк Рид и его паровая лошадь
(Библиотека Five Cent Wide Awake)
Нью-Йорк, 1883;
факсимильный репринт, ок. 1945
Дар библиотеки Бернди
Фрэнк Рид и его пароход
Равнины

(Библиотека Five Cent Wide Awake)
Нью-Йорк, 1883;
Факсимильное переиздание, 1945 г.
Дар библиотеки Бернди

Еще одним предшественником робота был одетый в медь Тик Ток, Человек-машина, из книг Л. Фрэнка Баума из страны Оз. В отличие от более известного Железного Дровосека из страны Оз, Тик Ток не был жив; он был механическим часовым механизмом. Баум даже предоставил ему этикетку производителя и инструкцию по эксплуатации: «Запатентованный МЕХАНИЧЕСКИЙ ЧЕЛОВЕК двойного действия Smith & Tinker… Думает, говорит, действует и делает все, кроме жизни».


Л. Фрэнк Баум
Озма из страны Оз: История ее приключений …
Чикаго, 1907.

Некоторые из величайших технологических инноваций были в текстильной промышленности. «Самодействующий» вращающийся мул Ричарда Робертса с паровым двигателем по прозвищу «Железный человек» заменил квалифицированных рабочих и неустанно превосходил их. Прядение, когда-то ручное ремесло, которым занимались дома, теперь стало работой автоматизированного фабричного оборудования. Один работник с минимальной подготовкой мог обслуживать несколько машин. Эндрю Юр, стойкий сторонник технического прогресса в производстве текстиля, хвалил «Железного человека» как «машину, которая, по-видимому, обладает мыслями, чувствами и тактом опытного рабочего».

Самоходный прядильный мул Робертса
из книги сэра Эдварда Бейнса История хлопчатобумажной мануфактуры в Великобритании
Лондон, 1835 г.

Это век машин во всех внешних и внутренних смыслах этого слова; эпоха, которая со всей своей безраздельной мощью продвигает вперед, учит и практикует великое искусство приспособления средств к целям. Теперь ничего не делается напрямую или вручную; все по правилу и продуманному ухищрению.

— Томас Карлайл, «Знамения времени», The Edinburgh Review , 1829.

Промышленная механизация сильно изменила жизнь рабочего класса в Британии XIX века. Хотя это создало более зажиточный средний класс и принесло пользу экономике, оно также привело к прискорбной перенаселенности и нездоровым условиям жизни и работы. Критическая ситуация сопровождалась политическими и социальными реформами, а также изменением представлений об обществе и классе. Вопросы промышленности и труда обсуждались не только в политике и прессе, но и нашли отражение в литературе.

Уильям Моррис, английский писатель и художник, искал противоядие от болезней механизированного индустриального общества Англии. В своем романе  Вести из ниоткуда: или Эпоха покоя, несколько глав из утопического романа, , впервые опубликованном в 1890 году в газете  Commonweal , он представил себе аграрный социалистический мир, где удовольствие от творческого ручного труда заменило бесчеловечный фабричный труд, и жизнь велась в гармонии с миром природы. Книги Морриса, отпечатанные с заботой и мастерством на его собственном традиционном печатном станке, являются примерами того мастерства, которое он продвигал и практиковал.

Уильям Моррис
Новости из ниоткуда: или Эпоха покоя, несколько глав из утопического романа
Хаммерсмит, Лондон, 1892

Какую армию слуг нанимают машины! Не больше ли мужчин занято обслуживанием машин, чем уходом за людьми? Разве машины не едят как бы по манере? Не сами ли мы создаем себе преемников в господстве на земле? ежедневно приумножая красоту и утонченность их организации, ежедневно придавая им все большее мастерство и снабжая их все большей и большей саморегулирующейся, самодействующей силой, которая будет лучше любого интеллекта?

— Сэмюэл Батлер, Эревон, или: Over the Range , 1872 г.

В анонимно опубликованной в 1872 году книге Сэмюэля Батлера « Erewhon: или Over the Range » рассказывается о стране, где машины, считавшиеся опасными, были уничтожены и объявлены вне закона. Опираясь на недавно опубликованные эволюционные теории Чарльза Дарвина, Батлер в этой сатире на викторианское общество размышляет о том, что со временем машины могут в процессе естественного отбора обрести своего рода сознание и что эпоха господства машин может последовать за эпохой человека на земле.

Erewhon  (почти обратная анаграмма слова «нигде») предлагает сатирическую критику викторианского общества, переворачивая установленные законы и мораль: например, болезнь является преступлением, а преступление рассматривается как болезнь. Эревонское общество продвинулось далеко вперед Собственная технология Батлера перед пророком («профессором гипотетики») предсказывала, что машины, от которых они стали зависеть, поднимутся и овладеют ими в свою очередь. борьба за выживание, возможно, была сатирой, но его идеи находят отклик и сегодня.Искусственный интеллект является важнейшим компонентом современной компьютерной науки, а также был и остается провокационной и популярной темой в спекулятивной фантастике.

Величайших изобретений всех времен

Реклама — Продолжить чтение ниже Процессор сообщений отправить первое сообщение на другой компьютер с помощью ARPANET. Этот момент считается началом Интернета, и он был бы невозможен без первого в мире маршрутизатора IMP.

Реклама — Продолжить чтение ниже

2

Марсоход Curiosity, 2012

Anadolu Agency//Getty Images

Преемник других марсианских марсоходов, таких как Spirit и Opportunity (RIP). история когда-либо приземляться на поверхность другой планеты и проводить научные эксперименты. Успешная посадка стала большой победой для НАСА, которое всего за год до этого совершило свой последний космический полет с экипажем на американской земле. Это также доказало, что космические программы все еще могут достигать удивительных результатов.

Реклама – Продолжить чтение ниже

3

Механический льдогенератор Джона Горри, 1851

Патентное ведомство США

Хотя Джон Горри не был первым ученым, исследовавшим холодильное оборудование (и не последним), он был первым изобретателем, получившим патент США. для искусственного охлаждения. Хотя его бизнес в конечном итоге потерпит неудачу, его идея в конечном итоге проложит путь к коммерческому и личному охлаждению, которое изменит то, как люди транспортируют, хранят и покупают продукты. Его важность трудно переоценить.

Реклама — Продолжить чтение ниже

4

Хлопкоочиститель, 1793

Wikimedia Commons

Не вините машину, вините общество. В 1793 году Эли Уитни изобрел хлопкоочистительную машину, чудесную с точки зрения механики машину, которая, к сожалению, имела непреднамеренный побочный эффект в виде поддержания экономики рабства на юге довоенного периода, поскольку она делала хлопок более ценной культурой. Хотя это и не было намерением Уитни (на самом деле он потерял прибыль от машины из-за судебных баталий из-за нарушения патентных прав), эта гениальная маленькая машина в конечном итоге изменила мир к худшему.

Реклама – Продолжить чтение ниже

5

Рефракторный телескоп Галилея, 1609

Leemage//Getty Images

Хотя это не обязательно самая большая машина в этом списке, ее влияние, безусловно, есть. Хотя Галилей не считается изобретателем телескопа-рефрактора, известный итальянский ученый является одним из первых, кто построил и исследовал ночное небо с помощью такого телескопа, открыв в процессе знаменитые галилеевские спутники. Иоганн Кеплер продолжал улучшать конструкцию (кульминацией чего стал 150-футовый кеплеровский телескоп Иоганна Гевелия в 1673 году). Современные телескопы — наземные или небесные — являются одними из самых больших существующих машин. Галилей бы гордился.

Реклама — Продолжить чтение ниже. , Heinkel He 178. Heinkel HeS подтвердил концепцию, разрабатывавшуюся 13 лет: заменить поршневые двигатели более эффективной и мощной альтернативой.

Десятилетия спустя реактивные двигатели, такие как Pratt & Whitney JT9D, будут использоваться для самого большого из когда-либо построенных самолетов — Boeing 747 «Jumbo Jet».

Реклама — Продолжить чтение ниже

7

Model T, 1908

Universal History Archive//Getty Images

Первые модели T были завершены 27 сентября 1908 года. И хотя творение Генри Форда не было первым автомобилем, Модель T произвела революцию в отношении американцев к автомобилям.

Отметив эффективность чикагских мясокомбинатов, Форд применил конвейерное производство к автомобилям. К 1914 году он усовершенствовал эту непрерывную, движущуюся цепочку производства на своих фабриках в Детройте. Это нововведение сократило время и расходы, необходимые для создания автомобиля, что позволило Ford снизить цену и сделать так называемую «Жестяную Лиззи» доступной для среднего американца.

К 1923 году половина автомобилей на дорогах были модели Т. Сам автомобиль также изменил правила игры. С четырьмя цилиндрами и мощностью 20 лошадиных сил, это был типичный и первый в своем роде «утилитарный» автомобиль. Нет никаких сомнений в том, что Model T — самый важный автомобиль в истории.

Реклама — Продолжить чтение ниже

8

Ракета V-2, 1942

Universal History Archive/UIG

Космическая гонка началась не с запуска спутника в 1957 году или орбиты Алана Шепарда в 1961 году, а с нацистской V- 2 ракеты в 1942. Детище немецкого ученого-ракетчика Вернера фон Брауна, Фау-2, или «Оружие возмездия 2», не было похоже ни на что, что когда-либо видел мир. Приводимая в движение жидким кислородом и спиртом, это была первая крупногабаритная управляемая ракета. При запуске он мог подняться в воздух на шесть миль, имел дальность почти 200 миль и мог нести боеголовку массой до тонны.

Это было довольно смертоносное оружие, которым нацисты убили тысячи людей в конце Второй мировой войны. Однако это число не учитывает от 10 000 до 20 000 рабочих концлагерей, которые погибли, будучи вынуждены создавать оружие.

В конце войны фон Браун сдался американским войскам. В течение следующих трех десятилетий спорный ученый использовал свое ноу-хау в Америке, став неотъемлемой частью НАСА и помогая разрабатывать ракету «Сатурн-5», которая в конечном итоге отправит человека на Луну.

Реклама — Продолжить чтение ниже

9

ENIAC, 1946

Bettmann

Если вы читаете это, то, скорее всего, вы сидите за компьютером. Хотя этот компьютер мог поместиться в вашем кармане, электронный числовой интегратор и компьютер, или ENIAC, был размером с целую комнату.

Созданный для решения больших числовых задач, ENIAC весил 80 тонн и занимал площадь 1800 квадратных футов. Признанный одним из первых в мире современных компьютеров — в конце концов, у древних были свои потрясающие вычислительные машины — ENIAC стал прапрапрародителем машин, которые сделали возможной современную цивилизацию.

Он также считается одним из первых когда-либо созданных центров обработки данных, еще одна технология, необходимая почти для каждой отрасли в мире.

Реклама — Продолжить чтение ниже

10

Большой адронный коллайдер, 2008 г.

Richard Juilliart/AFP//Getty Images

10 сентября 2008 года включилась самая большая и мощная одиночная машина на Земле. С тех пор на коллайдере — 27-километровом кольце сверхпроводящих магнитов с субатомными частицами, сталкивающимися друг с другом на скоростях, приближающихся к скорости света, — были сделаны поразительные открытия, такие как обнаружение частиц, подтверждение давно предсказанных и даже потенциальное создание черных дыр для других. размеры.

Если оставить в стороне всю ерунду о судном дне, ускоритель частиц Большой адронный коллайдер в ЦЕРН в Швейцарии только начинает свою миссию по раскрытию секретов нашей Вселенной. В 2012 году БАК помог обнаружить существование так называемой «частицы Бога», которая сообщает основным строительным блокам жизни (протонам и нейтронам), сколько массы необходимо собрать. Вскоре очередное откровение БАК, возможно, подтвердит наличие «суперпартнеров» и, возможно, существование множественных вселенных.

Реклама — Продолжить чтение ниже

11

DC-3, 1935

H. Armstrong Roberts/Retrofile//Getty Images

Поездка в Лас-Вегас на выходных была бы невозможна, если бы не легендарный DC-3. Построенный компанией Douglas Aircraft Company, этот двухмоторный самолет мощностью 1200 лошадиных сил с блестящим хромированным корпусом и убирающимся шасси принес полет в массы и сделал небо не только дружелюбнее, но и безопаснее. DC-3 превратил авиаперевозки в надежный, быстрый и удобный вид транспорта, а отрасль авиаперевозок превратила в бизнес стоимостью 700 миллиардов долларов.

Он также был героем войны, модифицированным в C-47 Skytrain, который стал основным транспортным самолетом союзников во время Второй мировой войны. Он был настолько утилитарен, что использовался в военных операциях во время войны во Вьетнаме. Большинство DC-3 сейчас висят в музеях, но этот самолет сделал человечество по-настоящему воздушным.

Реклама – Продолжить чтение ниже

12

Телескоп Хаббла, 1990 г.

Corbis//Getty Images

Высоко в горах Южной Калифорнии астроном Эдвин Хаббл и его телескоп сделали шокирующее открытие, что Вселенная постоянно расширяется. Шесть десятилетий спустя в его честь был назван самый мощный телескоп в истории.

Телескоп Хаббл длиной с большой школьный автобус, содержащий сложную коллекцию зеркал, отражателей и камер, и по сей день продолжает вращаться вокруг Земли со скоростью пять миль в секунду, обеспечивая при этом первозданные виды космоса.

НАСА утверждает, что «Хаббл» является «самым значительным достижением в астрономии со времен телескопа Галилея», и с этим трудно спорить. С момента запуска в апреле 1990 года Хаббл показал нам рождение звезд, проблески неуловимых черных дыр и то, что наша Вселенная не просто расширяется, но ускоряется.

Реклама — Продолжить чтение ниже

13

Колесо и ось, 4 век до н.э.

Георгий Агрикола

Всем известно, что изобретение колеса имело большое значение, но на самом деле это была лишь часть уравнения. Вам также нужно было создать что-то, чтобы к нему прикрепиться, и поэтому пара в тандеме — такая инструментальная машина в истории человечества.

На самом деле, динамическая пара и все ее последующие итерации спустя 2400 с лишним лет настолько важны для человеческого развития, что трудно даже отделить изобретение от вида. Проще говоря, если у вас нет колеса, у вас нет нас.

Реклама – Продолжить чтение ниже

14

КТ-сканер, 1971

SSPL

Первым человеком, которого поместили в КТ-сканер, был его изобретатель. В 1971 году медицина произвела революцию, когда биомедицинскому инженеру сэру Годфри Ньюболду Хаунсфилду удалось отсканировать собственную голову и преобразовать ее в компьютерную томографию. Компьютерная томография, компиляция нескольких рентгеновских снимков под разными углами в трехмерное изображение, позволила врачам заглянуть внутрь человеческого тела, не разрезая пациента. За свою работу сэр Хаунсфилд получил Нобелевскую премию по медицине.

Реклама — Продолжить чтение ниже

15

Печатный станок Гутенберга, 1440

Аутентифицированные новости // Getty Images

Мы не оценивали здесь величайшие машины в истории, но если бы мы это сделали, печатный станок, вероятно, претендовал бы на первое место. место.

Печатный станок Иоганна Гутенберга официально начал производство в современном Майнце, Германия, в 1450 году, через десять лет после его первоначального создания. Пресса произвела революцию в старых способах изготовления книг. Раньше писцам и монахам приходилось вручную переписывать целые книги. Но печатный станок резко снизил стоимость книг, сделал образование более доступным для миллионов, положил начало эпохе Возрождения и способствовал появлению газет и журналов, необходимого компонента целых систем правительства.

Невозможно переоценить значение Гутенберга и его прессы.

Реклама — Продолжить чтение ниже

16

Преобразователь Бессемера, 1855

SSPL

До того, как Генри Бессемер представил свой преобразователь, железные правила промышленной революции. Это был предпочтительный материал для мостов и железных дорог — даже если они были причиной некоторых из самых страшных инфраструктурных бедствий 19-го века — потому что сталь была слишком дорогой.

Бессемеровский преобразователь изменил все. Машина пропускала кислород через расплавленный чугун для производства стали, и этот процесс снизил ее цену с 40 долларов за длинную тонну до примерно 6 долларов. Машина также увеличила производство стали и потребовала меньше людей для ее создания. Теперь, когда сталь стоит так же, как и железо, мировая инфраструктура превратилась из плохо оборудованной кованой стали времен промышленной революции в более качественную, прочную и долговечную сталь современной эпохи.

Хотя в конечном итоге от этого процесса отказались в пользу еще более совершенных процессов, это была первая машина, которая показала миру, что скелет человеческой цивилизации можно построить из стали.

Реклама — Продолжить чтение ниже

17

Ракетный локомотив, 1829

UniversalImagesGroup//Getty Images современный. Построенный в 1929 году, он успешно прошел испытания в Рейнхилле, конкурсе, посвященном развитию пассажирских железных дорог, и доказал, что эти машины могут быть не только мощными, но и надежными. Стивенсон значительно усовершенствовал конструкции двигателей, разработанные изобретателями прошлого, чтобы создать машину, которая будет копироваться в более новые, большие и лучшие конструкции вплоть до появления дизельных двигателей в начале 19 века.00с.

Но паровоз оставался железным королем 19-го века, сыграв важную роль в таких определяющих нацию моментах в истории США, как экспансия на запад и Гражданская война. Паровозы были первыми машинами, которые положили начало разводу между Homo sapiens и лошадьми, предпочтительным средством передвижения человечества с начала письменной истории.

Реклама — Продолжить чтение ниже64 Ted Thai/The LIFE Picture Collection//Getty Images

Иногда чрезвычайно важные машины создаются с определенной целью и годами упорства, а иногда одна случайная машина — с правильными умами за ней — может стать одним из самых влиятельных произведений. когда-либо созданного оборудования.

20 мая 1964 года астрономы Роберт Уилсон и Арно Пензиас работали у Холмдейлской рупорной антенны Bell Labs, когда услышали странный гул. Устранив все возможные причины, в том числе избавившись от голубей, засевших в антенне, двое астрономов начали думать, что они «наткнулись на что-то большое», вспоминает Пензиас.

Холмдейлская рупорная антенна не была специально создана для поиска космического микроволнового фона, но именно для этого она и предназначена. Это оказалось наиболее убедительным доказательством, подтверждающим само происхождение Вселенной.

Реклама — Продолжить чтение ниже

19

TRANSIT, 1959

Smithsonian Institution

Разработанная американскими военными после того, как два года назад они были потрясены спутником, TRANSIT была первой когда-либо созданной оперативной навигационной системой. Хотя ее возможности были ограничены по сравнению с современными системами, эта технология не только произвела революцию в навигации, но и изменила наше представление о нашей собственной планете.

Ее преемник, Глобальная система позиционирования, представляет собой созвездие спутников, которые пронизывают почти все технологии, которые делают возможной современную жизнь, включая смартфоны, ноутбуки, автомобили и даже часы на наших запястьях. Он дал военным беспрецедентные разведывательные возможности и почти сделал карту, инструмент, используемый людьми на протяжении тысячелетий, устаревшим.

Реклама — Продолжить чтение ниже

20

SLA-1, 1987

3D Systems

Несмотря на то, что технология 3D-печати появилась в нескольких лабораториях в начале 80-х годов, она стала важной вехой, когда изобретатель Чак Халл представил первый коммерческий 3D-принтер SLA-1. Отец машины, а также столь же необходимого формата файла .STL, Халл и его творение вдохновили на создание совершенно нового способа производства.

С помощью 3D-печати можно создавать большие вещи, например целый дом, или что-то маленькое, например, протез руки для нуждающегося ребенка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *