Подключение двигателя со щеточным коллектором — Советы электрику — Electro Genius
Когда двигатель используется для стиральной машины, он может относиться к одному из трех типов. В более старых машинах использовались отдельные баки для стирки и для отжима.
Содержание
Подключение двигателя со щеточным коллектором – советы электрика
В предыдущей статье я рассказал вам, как подключить и запустить 380-вольтовый двигатель к однофазной электросети 220 вольт. Сейчас я расскажу вам, как подключить однофазный электродвигатель от сломанной стиральной машины, пылесоса и т.д. Его также можно успешно использовать для других бытовых целей, например, для управления точилкой, полировщиком, газонокосилкой и т.д.
Схема подключения коллекторного двигателя 220 В
Электрические дрели, перфораторы, электродрели, газонокосилки и т.д. и некоторые автоматические стиральные машины используют двигатель с синхронным коммутатором. Успешно запускается и работает в однофазных сетях без излишнего пускового оборудования.
Для, для подключения коллекторного двигателяНеобходимо соединить два конца № 2 и № 3, один из которых идет от якоря, а другой от статора, с помощью перемычки. Подключите два других конца к источнику питания 220 В.
Обратите внимание, что при подключении коллектора Электродвигатель без электронного блока, он будет работать только на максимальной скорости, при этом будет сильный рывок, большой пусковой ток, искрение на коллекторе при запуске.
Двигатель также может быть двухскоростным.В этом случае статор будет находиться на третьем конце своей половины обмотки. Это уменьшит скорость вращения вала, но увеличит риск повреждения изоляции при запуске двигателя.
Чтобы изменить направление вращения Необходимо поменять местами соединительные клеммы статора или якоря.
Схемы подключения однофазных асинхронных двигателей
Если однофазные двигатели имеют только одну обмотку в статоре, то электромагнитное поле внутри него будет пульсирующим, а не вращающимся. И запуск будет происходить только при вращении вала вручную.
Для независимого запуска асинхронного двигателя добавляется вспомогательная или пусковая обмотка, в которой фаза сдвигается на 90 градусов с помощью конденсатора или индуктора. Пусковая обмотка толкает ротор электродвигателя при его включении.
Основные принципиальные схемы показаны на рисунке.
Первые два контура – это предназначены для подключения обмотки стартера на время запуска двигателя, но не более чем на 3 секунды. Для этого используется реле или пусковая кнопка, которую необходимо нажать и удерживать до запуска двигателя.
Соленоид стартера может быть подключен через конденсатор или, в очень редких случаях, через резистор. В последнем случае обмотка должна быть бифилярной, т.е. сопротивление является частью обмотки. Она увеличивается на длину провода, но индуктивность катушки не меняется.
В третьей наиболее распространенной схеме конденсатор постоянно подключен к сети во время работы двигателя, а не только на этапе запуска.
Чтобы определить, какие выводы к каждой обмотке, сначала соедините их вместе, а затем измерьте сопротивление каждой обмотки в соответствии с этими инструкциями. Пусковая обмотка всегда будет иметь большее сопротивление (обычно около 30 Ом), чем бегущая обмотка (обычно около 10-13 Ом).
Выберите конденсатор должен быть согласован с током потребления двигателя, например, для I = 1,4 A требуется конденсатор на 6 мкФ.
Как подключить двигатель стиральной машины?
В современных стиральных машинах Современные стиральные машины могут быть оснащены двигателем с коммутатором или трехфазным двигателем. Последний может быть запущен только электронным устройством управления запуском, которое должно быть удалено из стиральной машины, а схема переведена на ручной запуск. Однако для этого необходимо хорошо разбираться в радиотехнике.
Коллекторный двигатель, с другой стороны, двигатель стиральной машины очень легко подключается. Как правило, к соединительной колодке идет 6-7 проводов, не считая заземления шасси.
Два провода идут от тахометра, который не будет использоваться. А из статора и якоря (ротора) выходит по несколько проводов. Также иногда из половины обмотки может выходить другой конец.
Мы называем пары обмоток и поставьте перемычку на конец обмотки ротора и начало обмотки статора.
Подключите один конец источника питания к началу обмотки ротора, а другой конец – к обмотке статора.
Если необходимо подключить вторую скоростьЗатем подключите один конец источника питания к выходу полуобмотки. Он будет иметь меньшее сопротивление, чем неповрежденный.
В некоторых случаях к клеммной колодке может быть присоединена дополнительная пара клемм от тепловой защиты.
Старые стиральные машины советского образца имели простые асинхронные двигатели с пусковыми обмотками.
Для их запуска я рекомендую использовать подходящее реле от стиральной машины, которое устанавливается только вертикально в соответствии с указанием на корпусе. Подключение осуществляется в соответствии с этой схемой.
В качестве альтернативы они могут запускаться по другой схеме, только с рабочим конденсатором, подключенным к пусковой обмотке.
Функциональный тест
Для того чтобы Для проверки правильности схемы Включите двигатель и запустите его примерно на 1 минуту, затем примерно на 15 минут. Если двигатель горячий, причина может быть в следующем:
- Изношенные, загрязненные или заклинившие подшипники.
- Высокая емкость конденсатораЕсли двигатель перестал нагреваться, необходимо уменьшить емкость конденсаторов.
В практической работе удобно использовать два типа представления:
Компоновка и принцип работы
Движущаяся часть коллекторного двигателя, как и любого другого двигателя, механически сбалансирована и установлена во вращающихся подшипниках, установленных на неподвижной станине.
Неподвижный статор и вращающийся ротор имеют собственные обмотки из изолированного провода. Электрический ток проходит через них, создавая магнитные поля с северным N и южным S полюсами.
Взаимодействие этих двух электромагнитных полей создает вращение ротора.
Поскольку обе обмотки должны постоянно находиться под напряжением, а ротор вращается, на него устанавливается специальное устройство: коллектор со щеточным механизмом.
Почему же так много проводов?
Одна пара является “термопарой”. Его провода обычно контрастного цвета – черного или белого. Эти провода не понадобятся для нашего подключения.
Еще один неизвестный провод – это так называемая “центральная точка обмотки”. В некоторых моторах это есть, а в некоторых нет. Проще говоря, обмотки этих двигателей делятся на две части. Но какую часть этой обмотки мы должны выбрать?
Для этого берем мультиметр, устанавливаем его в режим “измерение сопротивления” и находим обмотку с меньшим сопротивлением. Это приведет к увеличению тока в цепи и, следовательно, двигатель будет вращаться быстрее и сильнее.
Выберите обмотку с меньшим сопротивлением и подключите ее точно так же, как и три пары контактов.
Принцип работы коллекторного двигателя
Коллекторный двигатель переменного тока 220 вольт и коллекторный двигатель постоянного тока преобразуют электрическую энергию в физическую силу. Физическая сила создается за счет отдачи якоря, который установлен на двух подшипниках в корпусе двигателя.
Ротор и статор приводного устройства имеют обмотки. Они изготовлены из проволоки. Провод заключен в изоляционную оболочку для предотвращения короткого замыкания витков между собой. Напряжение подается на обмотки статора через провод.
Якорь коллекторного двигателя подвижен. Коллектор используется для передачи напряжения на обмотку якоря.
Она выполнена в виде медных контактов. Напряжение передается через графитовые щетки. Такая конструкция позволяет подавать напряжение на обмотку якоря независимо от скорости вращения.
Прохождение электрического тока через обмотки создает магнитное поле. Обмотка якоря имеет магнитное поле противоположной полярности по отношению к обмотке статора. Электромагнитные поля разной полярности заставляют якорь двигателя вращаться.
ВНИМАНИЕ: Коллекторный двигатель можно использовать в качестве генератора постоянного тока.
Выбор направления вращения двигателя Существуют электродвигатели с одинаковыми обмотками – это двухфазные двигатели. Применение однофазных двигателей Этот тип двигателя используется для работы оборудования малой мощности.
Принцип работы и конструктивные особенности
Это довольно специфическое устройство, которое, благодаря своему сходству с машинами постоянного тока, имеет аналогичные характеристики и преимущества.
Отличие от двигателей постоянного тока заключается в материале корпуса статора, который изготовлен из стального листа, что снижает потери на вихревые токи.
Обмотки возбуждения соединены последовательно, что позволяет двигателю работать при нормальном напряжении сети 220 В.
Называемые универсальными, поскольку они работают как с переменным, так и с постоянным током, эти двигатели бывают однофазными и трехфазными.
Видео: Универсальный коллекторный двигатель
В зависимости от исполнения обмотки статора и ротора могут иметь дополнительные отводы для питания различных устройств управления и автоматики коллекторного двигателя или могут быть выполнены без них.
Схемы подключения
Обмотка с меньшим сечением является пусковой обмоткой.
Это связано с особенностью, на которой основаны однофазные асинхронные машины – вращающийся вал, имеющий вращающееся магнитное поле, при взаимодействии с пульсирующим магнитным полем может работать от одной рабочей фазы. Затем он отключается специальным устройством – центробежным выключателем или реле сверхтока в холодильниках.
Сопротивление можно измерить тестером, подключив его к клеммам: рабочая обмотка будет иметь меньшее значение сопротивления. Индукционная катушка.
Все бытовые приборы, от соковыжималок до кофемолок, оснащены этим типом механизма. Инородные тела попадают внутрь прибора через щели в корпусе. Однофазные двигатели типа B очень популярны. Тепловое реле Тепловое реле работает следующим образом: когда обмотки нагреваются до предела, установленного на реле, реле прерывает подачу питания на обе фазы, что позволяет избежать выхода из строя из-за перегрузки или других причин и тем самым предотвратить возникновение пожара.
Чтобы реализовать это технически, конструкция электродвигателя включает в себя множество механических и электрических компонентов: статор с основной и вспомогательной пусковой обмотками; короткозамкнутый ротор; бор с группой контактов на панели; конденсаторы; центробежный выключатель и многие другие компоненты, показанные на схеме выше. При подключении конкретного устройства выполняется несколько типов соединений. Это схема подключения однофазного двигателя с двухполюсной пусковой обмоткой через кнопку. Поскольку схема включения однофазного двигателя через конденсатор содержит подпружиненную кнопку, которая при отпускании размыкает контакты, экономя деньги, провода обмотки пускателя становятся тоньше.
При использовании обычных бытовых инструментов они могут быть повреждены по двум основным причинам:
Схемы подключения однофазных асинхронных двигателей
С пусковой обмоткой
Для двигателя с пусковой катушкой требуется кнопка, которая при включении размыкает один из контактов. Эти разомкнутые контакты должны быть подключены к обмотке пускателя. В магазинах продается такая кнопка – это EOSP. Средний контакт замыкается на время удержания, а два внешних контакта остаются замкнутыми.
Внешний вид кнопки EHU и состояние контактов при отпускании кнопки пуска”.
Сначала определите путем измерения, какая обмотка является рабочей, а какая – пусковой. Обычно провод от двигателя имеет три или четыре жилы.
Рассмотрим случай с тремя проводами. В этом случае две обмотки уже соединены вместе, т.е. один из проводов является общим. Возьмите тестер и измерьте сопротивление между всеми тремя парами. Рабочая обмотка имеет наименьшее сопротивление, пусковая обмотка имеет среднее значение, а общий вывод имеет наибольшее значение (измерение сопротивления двух последовательно соединенных обмоток).
Если имеется четыре провода, они называются парами. Найдите две пары. Тот, у которого сопротивление меньше, является рабочим, а тот, у которого сопротивление больше, – начальным. Затем соедините по одному проводу от пусковой и рабочей обмоток, удалите общий провод. Остается три провода (как в первом варианте):
Эти три провода используются для подключения однофазного двигателя.
- Подключение однофазного двигателя с пусковой обмоткой через кнопку EPS
Подключите все три провода к кнопке. Он также имеет три контакта. Важно, чтобы провод стартера был “заземлен” на центральном контакте. (Который закрыт только во время старта), два других – на краюДве другие клеммы произвольно подключаются к крайним клеммам. Подключите кабель питания (от 220 В) к крайним передним входным контактам RCCB и соедините средний контакт перемычкой с рабочим контактом (примечание: не с полным контактом).Внимание: не подключайте к заземлению). Это полная электрическая схема однофазного двигателя с пусковой обмоткой (бифилярной).
Конденсатор
При подключении однофазного конденсаторного двигателя существуют различные возможности: есть три схемы подключения и все с конденсаторами. Без них двигатель жужжит, но не запускается (если подключен, как описано выше).
Схемы подключения однофазного конденсаторного двигателя
Первая схема – с конденсатором в цепи питания пусковой обмотки – запускается хорошо, но во время работы вырабатывает гораздо меньше мощности, чем номинальная. Схема с конденсатором в цепи подключения рабочей обмотки дает обратный эффект: не хорошие пусковые характеристики, но хорошие ходовые. Поэтому первый контур используется для тяжелого запуска (например, бетономешалки), а контур с рабочим конденсатором – если требуются хорошие пусковые характеристики.
Цепь с двумя конденсаторами
Существует также третий способ подключения однофазного двигателя (асинхронный двигатель) – необходимо установить оба конденсатора. Это нечто среднее между двумя вариантами, описанными выше. Такое расположение является наиболее часто используемым. Он показан на рисунке выше в середине или на рисунке ниже более подробно. При организации этой схемы вам также понадобится кнопка типа PNVS, которая будет подключать конденсатор только в момент “запуска” двигателя. Тогда две обмотки остаются соединенными, а вспомогательная обмотка – через конденсатор.
Подключение однофазного двигателя: схема с двумя конденсаторами – работа и запуск
Для других цепей – один конденсатор – используется кнопочный, автоматический или переключающий выключатель. Там все подключено простым способом.
Выбор конденсатора
Существует довольно сложная формула для точного расчета необходимой емкости, но можно обойтись рекомендациями, которые были выведены в результате многочисленных экспериментов:
Рабочее напряжение этих конденсаторов должно быть в 1,5 раза выше напряжения сети, т. е. для сети 220 В следует использовать конденсаторы с рабочим напряжением 330 В или выше. Чтобы облегчить запуск, поищите специальный конденсатор для пусковой цепи. Они имеют маркировку Start или Starting, но можно приобрести и обычные.
Изменение направления движения двигателя
Если при подключении двигатель работает, но вал вращается не в нужном направлении, это направление можно изменить. Это делается путем изменения витков вспомогательной обмотки. Когда схема была собрана, один из проводов был подключен к кнопке, а другой – к проводу рабочей обмотки и выведен на общую линию. Здесь нужно поменять местами провода.
Как это может выглядеть на практике
Читайте далее:- Шаговые двигатели: свойства и практические схемы управления. Часть 2.
- Рабочие характеристики асинхронного двигателя; Школа для электриков: электротехника и электроника.
- Асинхронный электродвигатель – конструкция, принцип работы, типы асинхронных двигателей.
- Как найти начало и конец обмотки электродвигателя – ООО «СЗЭМО Электродвигатель».
- Ремонт коллекторных двигателей.
- Что такое якорь в электродвигателе – Станция техобслуживания ЭкоПаркинг.
- Векторное и скалярное управление преобразователями частоты – принцип работы, система управления.
Рассмотрим устройство и схемы подключения коллекторного двигателя.
Содержание
- 1 Схема подключения
- 2 КД: виды, принцип работы, схемы
- 3 Универсальные КД
- 4 КД с индуктором на постоянных магнитах
- 5 Независимые катушки
- 6 Однофазный асинхронный электродвигатель
- 7 Конфигурация управления двигателем с Ардуино
- 8 Управление работой двигателя
- 9 Плюсы и минусы представленных устройств
- 10 Типовые поломки
Широкая область применения моторов обусловлена их компактностью, малым весом, легкостью управления, сравнительно невысокой стоимостью. Наиболее востребованы в этом производственном сегменте электродвигатели малой мощности с высокой частотой вращения.
Коллекторный двигатель — это устройство, которое вбирает в себя все плюсы машин постоянного тока, вследствие чего имеет схожие с ними параметры. Различаются такие машины лишь тем, что корпус неподвижной части устройства сделан из частных пластин динамной стали. Такая особенность нужна для сокращения расходов вихревых токов. Эффективная работа двигателя достигается путем последовательного подключения к сети 220в обмотки возбуждения конструкции.
Такие устройства называются универсальными за счет функционирования от обоих видов тока. Мотор содержит тахогенератор и электро-графитовых щеток, прижимающихся к коллектору. Ротор вращается из-за контакта в обмотке якоря и обмотки статора. Далее осуществляется подключение коллекторного механизма к источнику напряжения.
Принцип действия коллектора можно пронаблюдать в тривиальном эксперименте с вращением рамки, находящейся между магнитными полюсами. Протекающий ток заставляет рамку крутиться под влиянием динамических сил. Изменив направление тока в рамке, её направление останется прежним.
Момент максимума достигается если последовательно подключить обмотки статора, что влечет за собой увеличенные обороты холостого хода.
Схема подключения
Примитивная схема подключения содержит десяток контактов на планке их соединения. Через них ток идёт до нужной щетки и попадает на коллектор и обмотку якоря. Затем переходит на следующую щетку и попадает на нейтраль. Такая система обеспечивает однонаправленность момента, потому что соединение обмоток осуществляется последовательно и создает возможность для одновременного изменения магнитных полюсов.
Для изменения стороны вращения можно поменять расположение выходов обмоток. Напрямую включение машины производится исключительно в совокупности статора и ротора. Тогда включаются все мощности мотора, из-за этого использование устройства ограничивается до 15 секунд.
В быту используются двигатели с механическим способом изменения направления тока в секциях. Этот вид машин именуют коллекторными (далее КД).
Разберем данные типы конструкций, их процесс работы и особенности их структуры. Также разберем их плюсы и минусы, приведем сферы их применения.
Устройство
КД включает в себя ротор, статор, щетки и тахогенератор:
- Ротор — вращающийся элемент устройства.
- Щетки – основной элемент контактов, по которому подаётся напряжение.
- Статор — неподвижная часть машины, может состоять из одного или двух магнитов.
- Тахогенератор – это механизм, отслеживающий параметры вращения. Если равномерность вращения нарушается, прибор вводит корректировки в напряжение.
Простота регулировки скорости коллекторного двигателя определяется тем, что скорость вращения прямо зависит от величины поданного напряжения.
Кроме этого, важной особенностью является то, что ось вращения непосредственно можно присоединять к вращающемуся инструменты без использования промежуточных механизмов.
Классификация КД
Классификаций данных машин, как принято, существует две:
- Те, что работают за счет постоянного источника. Такие устройства обладают лучшим пусковым моментом, удобной настройкой частоты ротации и понятной структурой.
- Универсальные. Работают независимо от вида тока. Отличаются компактными габаритами, дешевизной и понятным управлением.
Первые, разделяются на две категории, определяющейся механизмом работы индуктора. Чаще всего расположены на постоянных магнитах, либо на особых электромагните. Благодаря магнитному потоку они образуют вращение. Существуют разные двигатели с катушками возбуждения, обычно они разнятся по видам обмоток. Существуют независимые, параллельные, последовательные и смешанные типы обмоток.
Рассмотрев виды, разберемся с каждым отдельно.
Универсальные КД
Ниже описана разбираемый нами тип. Такая конструкция типична для большинства машин этого вида.
Это устройство состоит из механического коммутатора, щеткодержателей, сердечника статора(состоит из листов, сделанных из динамной стали), обмоток статора(в индукторе) и вала якоря.
Для данных машин существует последовательное и параллельное возбуждение, но вторая версия на данный момент не выпускается, поэтому рассмотрим первую. Схема, использующая последовательный вариант КД описана далее.
В настоящее время производители практически отказались от КД и перешли на использование бесколлекторных машин. Раньше КД применялись для бытовых устройств, например, кухонных комбайнов, стиральных машин.
Далее рассмотрим машины, использующие постоянное напряжение.
КД с индуктором на постоянных магнитах
По своему устройству такие механизмы в отличие от предыдущих используют постоянные магниты.
Данный вид КД стал куда более популярным, чем остальные электромашины этого типа.
Такую разницу можно объяснить тем, что КД на постоянных магнитах обладает низкой стоимостью из-за простоты своего конструкции, также понятным и доступным управлением скорости вращения и возможностью изменить направление, достаточно только поменять полярность.
В основном такие механизмы применяются в простых конструкциях, например, детских игрушках с маломощными приводами и в других оборудованиях такого типа.
К достоинствам относятся следующие характеристики:
- большой момент силы на пониженной частоте ротаций;
- скорость управления;
- низкая стоимость.
К слабым местам относятся:
- малые мощности;
- со временем утрачиваются магнитные свойства.
Независимые катушки
Наименование «независимые» катушки приобрели потому что в их конструкции отсутствует непосредственное подключение обмотки индуктора и якоря. Они соединяются с сетью отдельно.
Особенностью схемы и подключения катушек является отличное друг от друга напряжение U и UK. Иначе в механизме просто не появится момент силы.
При невозможности создания таких условий индуктор и якорь подходят параллельно. Оба представленных вида КД имеют равные характеристики, поэтому их описание допустимо будет соединить в одном разделе.
У такого типа моторов момент силы снижается при наращивании частоты вращения и, наоборот, повышается при её понижении. Общим током называется сумма токов, которые проходят по обмоткам. Характерная черта — независимость катушки и токов якоря. Поэтому если токи катушки возбуждения будут близки к нулю, то КД имеет немалый шанс выйти из строя. Подобные устройства применяются в динамических установках, мощность которых составляет 3 и более кВт.
- увеличение продолжительности работы за счет удаления магнитов;
- высокий момент силы на низкой частоте вращения;
- доступное и динамичное управление.
Недостатки:
- цена выше, чем с постоянными магнитами;
- большая вероятность поломки по причине уменьшения уровня тока ниже допустимого порога.
Рассматривая асинхронный однофазный двигатель можно понять что это всего лишь замкнутый виток на роторе и катушка на статоре. Сперва можно подумать, что это устройства даже не должно заработать, поскольку ток в роторе отсутствует, то и магнитное поле не крутится. Но стоит только дать ротору энергию, допустим толкнуть, то механизм придет в действие. Вращение будет осуществляться в сторону толчка. Для пояснения принципа работы представим статичное переменное магнитное поле в качестве суммы двух полей, которые вращаются в разные стороны. Эти поля компенсируют друг друга до тех пор, пока ротор находится в статичном состоянии. Именно поэтому данный тип двигателя не может начать движение самостоятельно. В момент когда мы приводим ротор в движение вращение будет происходить навстречу друг другу. Можно сделать вывод, что машина функционирует в асинхронном режиме из-за разности скоростей векторов.
Как мы знаем, в двигателях с одной фазой поле вращающееся, а не пульсирующее, это вызвано количеством обмоток в статоре. В нем, помимо основной, присутствует вспомогательная обмотка, которая позволяет сдвинуть фазу индуктивности на 90 градусов. Этот самый пусковой элемент и придает ротору энергию для запуска устройства в конкретный момент.
Первая и вторая схемы используются во время запуска мотора, но не дольше трех секунд, и определены для подключения вспомогательной обмотки. В этом задействованы кнопка, которую нужно нажать и держать до тех пор пока мотор не придет в действие. Обмотку можно подсоединить двумя способами: используя конденсатор или посредством сопротивления. Второй случай используется реже, поскольку необходимо намотать обмотку бифилярным методом. Сопротивление будет увеличиваться за счет удлиненного провода, но индуктивность на катушке остается прежней. Третья схема наиболее распространена, в ней конденсатор подключен к сети питания в постоянном режиме во время работы двигателя, а не лишь в момент запуска. Необходимо измерить сопротивление каждой из обмоток по определенной схеме. Для начала нужно прозвонить обмотки по парам, после этого можно определить путь каждого провода и замерить нужные величины. Пусковая обмотка постоянно имеет большее сопротивление(30 Ом), чем рабочая( 8 — 12 Ом). Конденсатор подбирается исходя из потребление тока мотором, например если сила тока равна 1.4 А, то конденсатор нужен емкостью в 6 мкФ.
Преимущественно все они являются трехфазными моторами, но бывают и двухфазные, хотя это скорее редкость и исключение из правил. Данные двигатели обладают простой и понятной конструкцией, удобны в обслуживании и ремонте. Если возникают проблемы, то она кроется вероятнее всего в обычной смазке подшипников. Минусом таких моторов является громоздкость и тяжелый вес, хотя КПД у них как правило не большое. Эти двигатели преимущественно находятся в старых и дешевых стиральных машинах.
Конфигурация управления двигателем с Ардуино
Ардуино подключается к мотору постоянного тока при необходимости сборки машинки или другого устройства, требующего микроконтроллер Arduino. Есть несколько методов использования двигателя с Arduino: напрямую к плате, посредством полевого транзистора, также с помощью драйвера L298N. КД рассчитывается на различное напряжение питания. Допустим моторчик запускается от 3-5 Вольт, в таком случае можно подключать его непосредственно к плате Ардуино. Двигатели для машинок с блютуз регулированием, рассчитываются на 6 Вольт и больше, также с ними идут редукторы и колеса. Такими устройствами следует управлять через биполярный транзистор или через модуль L298N.
На схеме представлено как устроен мотор постоянного тока и принцип его функционирования. Можно понять, что для движения ротора мотора необходимо питание. Сменив полярность питания, ротор сменит сторону вращения. Модуль L298N помогает менять сторону вращения мотора, по этой причине его чаще всего используют в проектах связанных с таким двигателем.
Управление работой двигателя
Существует целое множество видов регулировки работы разных двигателей. Для контроля коллекторного мотора может использоваться симистор, встроенный в электронную схему регулировки. Он пропускает определенное напряжение для мотора и работает как ключ, который открывает затвор в случае приема конкретных импульсов.
Основываясь на двухполупериодном регулировании, реализуется функционирование симистора. Принцип заключается в фиксировании напряжения, пускаемом на мотор, который привязывается к сигналам. В результате чем чаще вращается якорь, тем больше напряжение на обмотках. Следующие пункты описывают реализацию управления коллекторным двигателем:
- симистор принимает импульс от схемы,
- статор запитывается электричеством, заставляя якорь двигателя вращаться,
- за счет преобразования величин частот вращения в сигналы создается сеть с импульсами управления,
- ротор крутится одинаково при всех нагрузках,
- реле R1 и R позволяет достичь реверса
Плюсы и минусы представленных устройств
Плюсами подобных машин являются:
- компактность,
- способность работы на любых токах,
- скорость и автономия от частот сети,
- легкая настройка оборотов.
Минусом двигателей является щеточно-коллекторный вид, вызывающий:
- высокая стоимость,
- сложная конструкция устройства, не позволяющая самостоятельно её отремонтировать,
- образование искр между элементами,
- высокий показатель шума,
- избыточность частей коллектора.
Типовые поломки
Даже в новых двигателях может случаться искрение щеточно-коллекторного механизма, что нуждается в особенном наблюдении. Износившиеся щетки необходимо заменять для избегания перегрева и деформирования коллектора. Замыкание обмоток якоря может привести к сильному снижению магнитного потока и увеличенному образованию искр в механизме двигателя.
Неисправности щеточного узла.
Одно из самых важных и слабых мест коллекторного двигателя — щетки. Чем больше щеток в механизме тем дольше длится его ремонт. Например, во время работы четырехщеточного коллектора они(щетки) стираются, а графитовая часть их конструкции садится на сам коллектор и других элементам механизма. Прижимные пружины могут оказаться в одном узле со щеткой и ее контактами, либо находятся в блоке держателя. С течением времени из-за стирания щеток эти пружины увеличиваются и ослабевают, следовательно, контакт становится хуже. Также к этому добавляется угольная пыль. Может случиться так, что пыль закроет щетку, а пружины не смогут протолкнуть ее через преграду. Щетка виснет, и двигатель прекращает работу. При небольшой тряске контакт попадает в нужное место, и мотор включается.
Правильная эксплуатация и мастерство специалиста, работающего с машиной, поможет не допустить ранней поломки двигателя.
Как проверить двигатель стиральной машины (коллектор)
В стиральных машинах могут использоваться различные типы электродвигателей. Наиболее распространены:
- Двигатели с прямым приводом
- Коллектор
- И асинхронный
Эти электродвигатели имеют свои особенности функционирования. Например, чтобы асинхронный двигатель работал нормально, нужен специальный фазосдвигающий конденсатор. По этому методу долгое время работало большинство выпускаемых стиральных машин.
В настоящее время в машине используется специальная система управления для управления этим типом двигателя. А чтобы проверить качество асинхронного двигателя без специального стенда или испытательной машины, придется потрудиться.
Не меньше сложностей будет и с самостоятельной проверкой работоспособности прямоприводного электродвигателя. Такой привод используется в некоторых моделях современных стиральных машин. При их проверке могут возникнуть трудности из-за того, что они подключены к баку СМА. Кроме того, для проверки этого типа электродвигателя также необходима система управления.
Способы проверки коллекторного двигателя
Без проблем и даже в домашних условиях можно проверить коллекторные двигатели. Основная масса двигателей этого типа подключается следующим образом:
На схеме можно заметить, что питание двигателя идет по схеме: двести двадцать вольт — симистор управления — контакты реверса реле (II или I) — обмотка статора — и радиатор.
Для коммутации обмотки статора в СД используется реле и контактные группы устройства управления. Все они находятся в модуле управления машины.
Обмотка статора состоит из 2-х секций. Такая конструкция снижает воздействие различных помех, которые могут возникнуть из-за искрения на коллекторе.
Изменение стороны, в которую вращается барабан машины, создается изменением полярности включения обмотки статора. В некоторых стиральных машинах есть отвод для обмотки статора. Используется при отжиме белья. При такой системе электричество подключается к одному из крайних выводов и ответвлению, о котором было рассказано выше. А при подключении обмотки статора через крайние выводы машинка включается в обычный режим стирки. И ее барабан медленно вращается.
Для проверки работы двигателя специалист производит соединение обмоток статора и ротора по очереди. И подключают их к электричеству. Схематичное изображение см. ниже:
Этот метод проверки имеет свои недостатки. Например, при таком тесте еще нельзя быть уверенным, что двигатель работает на сто процентов. Даже в том случае, когда вал крутится, это не значит, что вы можете гарантировать, что при различных режимах работы машины не возникнет никаких сбоев или явных дефектов.
Кроме того, эта схема не включает никакой защиты. А если вдруг в процессе работы электродвигатель может «коротнуть», то он, скорее всего, быстро придет в негодность. Чтобы не подвергать двигатель лишней опасности, в схему осмотра включено еще одно звено. В качестве него можно использовать ТЭН от стиральной машины или мощную лампу (свыше пятисот ватт). Балласт подключается как указано на схеме:
А в случае возникновения коротких замыканий, то нагревательный элемент будет повышать свою температуру от воздействия электричества. Также есть еще один вариант проверки работы мотора. Соединять обмотки необходимо так же, как и во второй схеме. А запитать все это специальным автотрансформатором, который имеет мощность более 500 Вт. Такой способ дает возможность более точно контролировать скорость оборотов и позволит своевременно реагировать на любые неожиданности. Для того чтобы обезопасить весь процесс, можно использовать предохранитель на пять или десять ампер.
Вместо лабораторного трансформатора можно использовать и электронный регулятор. Тот, который предназначен для управления нагрузками заданной мощности. Если вы хорошо разбираетесь в электронике, вы можете сделать это самостоятельно, используя соответствующую схему.
Есть еще вариант проверки на работоспособность. Необходимо следить за тем, насколько сильное искрение возникает между щетками и коллектором. Если сильно искрит, то, скорее всего, неисправен электродвигатель стиральной машины.
Основные причины выхода из строя двигателя
Основные причины выхода из строя двигателя стиральной машины могут быть следующими:
- Неисправность ламелей коллектора,
- Обрывы обмоток ротора и статора,
- Износ щеток двигателя.
Отказы ламелей чаще всего происходят из-за короткого замыкания в обмотках.
Разрыв ламелей
Из-за поломок ламели могут потерять контакт с участком обмотки ротора. Они также могут стать слишком горячими и даже шелушиться. Ламели фиксируются на коллекторе с помощью клея. А электрическое соединение с секциями обмотки ротора создает специальные зацепы. Один из самых частых вариантов выхода из строя этой детали двигателя – обрыв корда в секции ротора в месте стыка с ламелью.
Гораздо хуже, если из-за чрезмерного нагревания ламель расслаивается. Такая поломка возникает из-за коротких замыканий в участках обмотки, между ламелями и заклинивания ротора. Такой дефект возникает из-за того, что электричество проходит через ламели значительно выше рабочего уровня.
Это может произойти, когда заклинило подшипник или когда стиральная машина начинает стирку с незаблокированными заслонками барабана в закрытом положении в стиральной машине с вертикальной загрузкой. Чаще этот дефект ламелей говорит нам о том, что есть какие-то другие повреждения электродвигателя или машина эксплуатируется неправильно.
Незначительное шелушение, не превышающее полмиллиметра, удаляется с помощью коллекторной канавки на специальном станке. После этого нужно внимательно осмотреть и очистить все части детали от пыли и стружки и удалить заусенцы.
Для того, чтобы определить наличие данной неисправности, можно своими руками медленно прокрутить ротор. Если вы слышите характерный треск, то, скорее всего, это поломка.
Изношены щетки двигателя
Если износились щетки двигателя стиральной машины, то пора менять их на новые. Новые кисти можно найти в специализированных магазинах. Их также можно приобрести под заказ. Самый простой способ найти нужные детали для вашей стиральной машины – воспользоваться поисковыми системами в Интернете. В результатах поиска Google или Яндекс можно найти организации, торгующие этими запчастями. А позвонив им, вы сможете уточнить, есть ли в наличии нужные вам щетки или оставить заказ на них.
Для того, чтобы узнать, износились ли щетки, можно воспользоваться визуальным осмотром или проверить, сколько искрит двигатель во время работы.
Кстати, довольно сильное искрение может возникать, когда щетки еще новые и не прижились к внутренним частям двигателя. Еще одна причина решить, что щетки износились, это неполное вращение барабана машинки. Довольно часто это происходит при наличии проблемы с приводным ремнем. Например, когда он порвался или соскользнул со шкива. Также причиной того, что может произойти, является замыкание между витками обмотки двигателя.
В большинстве случаев щетки от других двигателей не подойдут. Вам необходимо приобрести щетки, специально предназначенные для вашего двигателя.
Твердость щеток может повлиять на срок их службы. Но очень жесткие щетки со временем могут повредить коллектор.
youtube.com/embed/Lpdq6pvJIno» allowfullscreen=»» frameborder=»0″>Короткие замыкания и обрывы обмоток ротора и статора
Двигатель стал менее мощным? Возможны короткие замыкания, возникающие между витками обмотки. Как мы писали выше, при такой поломке барабан машинки может не вращаться или вращаться не полностью.
Перестал работать электродвигатель? Скорее всего, произошел обрыв обмотки статора. Также это может произойти из-за слишком сильного нагрева корпуса двигателя из-за коротких замыканий все в тех же обмотках двигателя. Если двигатель прогрелся до температуры свыше девяноста градусов, то сработает специальный термостат, призванный защищать. Нормальная температура при работе электродвигателя не должна превышать восьмидесяти градусов. Как вы читали выше, при перегреве двигателя и замыканиях возможно отслоение ламелей.
Для того, чтобы проверить, нет ли обрыва в обмотках, можно воспользоваться мультиметром (тестером). Включите его в режим омметра. Затем зацепите его за соседние ламели. При разных положениях вала сопротивление между расположенными рядом ламелями должно быть одинаковым (от 0,1 до 0,4 Ом).
Кроме того, из-за нарушения изоляции могут возникать короткие замыкания в обмотке двигателя стиральной машины. К сожалению, в этом случае придется менять весь двигатель. Или заново создать обмотку. Что не легко. И мы не рекомендуем делать это самостоятельно.
Короткое замыкание в двигателе машины может вызвать множество других неисправностей. Например, могут прийти в негодность контакты разъемов модуля управления, выйти из строя силовой симистор, реле реверса и т.д.
Двигатель стиральной машины: устройство и поломка замена
Выбирая домашнего помощника, мы обычно ориентируемся не только на внешний вид, но и на технические характеристики. А двигатель стиральной машины – это один из важных параметров, который заслуживает пристального внимания, не так ли?
Предлагаем разобраться в эксплуатационных качествах, особенностях устройства и функционирования разных типов мотора — объективности ради мы провели сравнительный анализ рабочих параметров двигателя.
Кроме того, рассказали, как диагностировать двигатель, а также изложили правила подключения и эксплуатации стиральной машины, соблюдение которых продлит жизнь домашней помощнице.
Содержание статьи:
- Разновидности и особенности двигателей
- Вид №1 — маленький и бюджетный коллектор
- Вид №2 — инновационный и компактный инвертор
- Вид №3 — тихий и простой асинхронный
- Сравнительный анализ моделей
- Проверяем работоспособность механизм
- Ищем неисправность двигателя прямой передачи
- Проводим диагностику ременной передачи
- Как продлить жизнь двигателю стиральной машины?
- Шаг №1 — правильно подключиться к источнику питания
- Шаг №2 — бережно эксплуатировать технику
- Выводы и полезное видео по теме
Разновидности и особенности двигателей
В стиральных машинах используют 3 основных типа двигателей: коллекторные, инверторные, асинхронные. Они отличаются технически и функционально, имеют свои плюсы и минусы. Рассмотрим подробно каждый вид.
Вид № 1 — маленький и бюджетный коллектор
Двигатель коллектора оснащен большинством стиральных машин, представленных на рынке. Его конструкция представляет собой алюминиевый корпус, внутри которого находятся ротор, статор, тахометр и две щетки.
Последние размещаются в устройстве для обеспечения контакта между двигателем и ротором. Через них на якорь подается ток, образуется магнитное поле, запускающее вращение. Напряжение в сети существенно влияет на скорость этого вращения.
Электродвигатель коллектора расположен в нижней части машины, шкив ремня соединен со шкивом барабана. Щетки и ремешок — конструктивные недостатки. Щетки со временем изнашиваются, так как со временем изнашиваются и растягиваются.
Наличие электрощеток отличает этот тип двигателя от остальных: они как бы шуршат или шуршат при работе стиралки
Достоинства механизма:
- работает от постоянного и переменного тока;
- небольшой размер;
- легко ремонтируется в случае поломки;
- простая схема подключения.
Чтобы преодолеть силу трения ремня, весь механизм тратит больше энергии. Это приводит к низкому КПД из-за повышенного потребления электроэнергии.
А вот утверждение достаточно спорное, ведь основной расход приходится на отопитель, а не на двигатель. Реальная экономия по сравнению со следующим типом составляет 2-5%.
Вид №2 — инновационный и компактный инвертор
Инверторными двигателями начали оснащать стиральные машины в 2005 году. Разработка этой разновидности принадлежит компании. LG Долгое время инновации обеспечивали производителю лидерство на рынке.
Позже в инверторных двигателях стали использовать Samsung , Bosch , Aeg , Whirlpool , Haier .
Инвертор встроен в барабан стиральной машины, представляет собой крышку с постоянными магнитами (ротор) и держатель с катушками (статор)
В чем особенность конструкции? При отсутствии коллекторно-щеточного узла и прямого привода. Такой двигатель крепится непосредственно на барабане и обходится в своей работе без приводного ремня.
Якорь в нем собран на магнитах, напряжение на обмотки статора подается в преобразованном инвертором виде, поэтому скорость оборотов можно регулировать и контролировать.
Инвертор Преимущества:
- простая и компактная конструкция;
- экономичность за счет отсутствия необходимости затрат электроэнергии на преодоление силы трения в коллекторно-щеточном узле;
- почти бесшумный;
- отсутствуют быстроизнашивающиеся элементы (щетки, ремни), поэтому срок службы большой;
- низкая вибрация при отжиме;
- возможность задать высокую скорость отжима.
В некоторых моделях автомобилей с инвертором есть возможность настройки режимов вращения барабана. Это преимущество для производителя. LG предоставляет технологию 6 Motion . Но стоят такие стиральные машины дороже, а ремонт дорогой из-за цены комплектующих.
Вид №3 — тихий и простой асинхронный
Такие двигатели бывают двух- и трехфазными. Первая модель относится к разряду устаревших и в XXI веке практически повсеместно снята с производства.
Второй можно найти в ранних стиралках Bosch , Candy , Miele , Ardo . Ротор асинхронного двигателя расположен в нижней части стиральной машины, соединен с барабаном ремнем, поэтому они работают одновременно.
В конструкцию асинхронного двигателя стиральной машины входят ротор, вращающийся барабан и неподвижный статор. Крутящий момент передается ремнем
Достоинства модели:
- прост в обслуживании;
- спокойно работает;
- относительно дешевый;
- простая конструкция — простой ремонт.
Асинхронный двигатель неприхотлив в обслуживании — основная задача пользователя — своевременная замена подшипников и смазка двигателя.
Но и в нем есть недостатки. Из-за принципа действия в его характеристиках не удается найти большой мощности. Крутящий момент может ослабнуть в любой момент, барабан перестанет совершать полные обороты, качество стирки сильно ухудшится.
И еще одна особенность — электрические цепи сложны в управлении. При всех своих достоинствах асинхронный двигатель канул в лету, основная конкуренция на рынке идет между инверторами и коллекторами.
Сравнение моделей
Информацию о типе двигателя и привода можно найти в паспорте машины. Эта информация должна принадлежать продавцу-консультанту. Можно предварительно сравнить, какой двигатель лучше подходит для каждого перечня требований заказчика. Но сначала посмотрите на лживые маневры производителей того или иного типа двигателя.
Номер параметра 1. В инверторе нет трущихся частей . Это не так, подшипников в механизмах одинаковое количество, а щеток в нем нет.
Но сколько там кистей, которые так пугают покупателей коллекционеров? 10-15 тысяч часов или до 15 лет работы ежедневно по 2-3 часа в день. При этом гарантированный срок службы самой машины составляет 7-10 лет. Да и кисти там около 5 долларов. В инверторной шайбе, как и в коллекторной, может потребоваться
Статистика ремонтов стиралок показывает, что замена щеток требуется гораздо реже, чем ТЭНа, подшипников или электронного блока, и стоимость замены щеток ниже
Парматет №2. Шум . Да, «щеточный» мотор шумнее, но и инвертор издает характерный писк. Основной звук по-прежнему издает не мотор, а помпа в паре с барабаном. Во время отжима инвертор также пищит, напоминая комара.
Параметр №3. Энергосбережение . Инвертор потребляет до 20% меньше энергии, чем коллектор. Это связано с более точной регулировкой скорости и нагрузки на сам двигатель.
Как это выглядит на практике? Вы загружаете неполный барабан. Коллектор будет его максимально раскручивать, а инвертор стабилизирует скорость. Но мы посчитали ранее, что экономия в результате ничтожно мала, потому что обогреватель все равно будет тратить всю свою энергию на обогрев.
Вывод: если шум не так важен и вы готовы к постоянному уходу за стиралкой, выбирайте коллектор. Такой тип двигателя позволяет значительно сэкономить на покупке. Если в приоритете характеристики мощность, бесшумность, долговечность, стоит присмотреться к .
Производитель устанавливает на него гарантию не менее 10 лет. Но это относится только к инвертору, другие детали машины могут быть не слишком износостойкими.
Проверяем работоспособность механизма
В продаже есть машины только с инверторными и коллекторными двигателями, поэтому будем рассматривать эти две разновидности, асинхронную опускаем.
Поиск поломки двигателя с прямым приводом
Инвертор не предназначен для ремонта в домашних условиях. Самый верный вариант — попробовать системное тестирование, если ваша модель машины на это способна.
Самодиагностика выдаст код неисправности, его расшифровку и поможет понять где проблема и нужны ли услуги мастера.
Метод тестирования и коды ошибок для каждой машины разные. Перед тестированием необходимо освободить барабан от белья и плотно закрыть люк
Если вы все-таки хотите снять инвертор, придерживайтесь правильного алгоритма:
- Отключаем устройство от питания. Рекомендуется выждать несколько минут, чтобы все элементы полностью обесточились.
- Откручиваем болты, снимаем заднюю панель.
- Находим винты, под которыми крепится проводка, откручиваем их.
- Перед отсоединением проводов фотографируем или зарисовываем их, чтобы потом правильно подключить все источники питания.
- Снимите центральный болт, удерживающий ротор. Ротор необходимо удерживать в процессе, чтобы предотвратить вращение.
- Снимаем ротор в сборе, а за ним статор.
- Отсоедините все разъемы проводов.
Теперь можно осмотреть двигатель. Тщательно протестировать инвертор вряд ли получится. Что может быть сделано? Проверьте целостность обмотки ротора.
Часто в таких двигателях ломается датчик Холла. Исправен ли он, можно узнать только в мастерской, заменив деталь на новую.
Проводим диагностику ременной передачи
Для проверки коллектора необходимо предварительно снять его с корпуса. Для чего снимаем заднюю панель, отсоединяем провода и откручиваем болты. Допустимо подсовывать отвертку в места крепления болтов, где часто наслаивается грязь и происходит залипание.
Теперь приступим к диагностике. Соединяем провода обмотки статора и ротора по схеме. Подключаем все это к электричеству. С устройством все в порядке, если ротор начал вращаться.
Данный способ проверки имеет свои особенности: невозможность проверки двигателя в разных режимах, плюс есть риск короткого замыкания от прямого подключения
Во избежание короткого замыкания балласт в виде нагревательного элемента может быть подключен к этой цепи. Подключаем балласт со стороны ротора. Он начнет прогреваться, тем самым предохраняя двигатель от сгорания.
Коллектор состоит из нескольких частей, и все они требуют проверки. Первыми на очереди стоят пресловутые щетки. Они расположены по бокам корпуса. Берем их и проверяем.
Если они изношены, необходима замена. Явный признак такой необходимости — двигатель искрит при вращении. Чтобы купить новые щетки, возьмите с собой старые и запишите информацию о модели стиралки.
Следующий элемент – ламели. Они служат передатчиками тока на ротор. Эти детали приклеены к валу и в случае заклинивания мотора не исключен их отрыв.
При наличии токарного станка на нем можно устранить небольшие расслоения. Не забудьте зачистить сколы мелкой наждачной бумагой.
Обратите внимание на заусенцы и расслоения на ламелях, они часто являются причиной неудовлетворительной работы стиральной машины
Теперь приступаем к обмоткам статора и ротора. Если в них возникает короткое замыкание, коллектор нагревается, что вызывает срабатывание термистора. Результат – пропадает питание или механизм полностью перестает работать. Проверяем обмотки мультиметром в режиме сопротивления.
Проверка статора в режиме зуммера. Концы проводки поочередно проверяют щупами. Если сигнала не последовало, с деталью все в порядке. Определить место замыкания можно, подключив один щуп к проводке, а второй к кузову.
Щупы прикладываются к пластине двигателя. На дисплее меньше 20 Ом — у нас короткое замыкание, больше 200 Ом — обрыв обмотки
Если прибор молчит, это нормально. В случае поломки потребуется создание новой обмотки для самостоятельного ремонта, но для неспециалиста это сложно.
Если вам все же необходимо заменить двигатель, обычно достаточно просто установить новую деталь на место старой. После всех манипуляций не забудьте включить машинку и проверить ее работу.
Как продлить срок службы двигателя стиральной машины?
Соблюдение электробезопасности не только защитит вас от несчастных случаев, но и продлит срок службы любого типа двигателя. Также на работоспособность стиралки влияет правильная эксплуатация владельца.
Шаг №1 — правильно подключить к электросети
Чтобы правильно подключить машину к сети, нужно соблюсти всего 6 критериев.
Первое, на что обращаем внимание, это мощность, сечение и. Мощность большинства моделей колеблется в пределах 2000-2500 Вт. По мощности определяем сечение питающих проводов. Таблицы с необходимыми параметрами можно найти в ГОСТ 31946-2012.
Двухжильный алюминиевый кабель не подходит для питания стиральной розетки, нужно прокладывать медный и трехжильный. Чаще всего в наших квартирах прокладывают медные кабели с параметрами сечения 2,5 квадратных метра. мм
Можно защитить эту линию, в которой показатели номинального тока указаны значением 16 А.
Теперь нужно определить марку питающего провода, исходя из мощности и сечения. Провод ПУНП использовать нельзя.
Многие современные модели автомобилей имеют первый класс защиты от поражения электрическим током. Это обеспечивается защитным заземлением — на вилке шнура питания есть специальный контакт
Следующий момент — заземление. Если в доме нет заземления, об этом нужно позаботиться самостоятельно. Можно разделить PEN-проводник, чтобы не иметь с этим проблем.
Еще нужен . Идеально – с керамической фурнитурой и повышенным классом защиты для помещений с повышенной влажностью (если розетка в ванной).
Тройник, переходник, удлинитель в соединении лучше не использовать. А если в вашем доме частые перепады напряжения, подключите автомат через преобразователь.
Рекомендуемый — автомат, отключающий питание при проблемах в сети. Его параметры не должны превышать 30 мА. Идеально, если удастся организовать питание стиральной машины от отдельной группы в электрощите.
Категорически нельзя делать заземление, совмещая корпус машины и трубы отопления или водопровода. И второе табу — установка перемычки в розетку, где есть ноль и заземляющий контакт.
Не путайте заземление и рабочий ноль, заземляющий провод не должен быть заведен на ноль, подключайте каждую жилу к своей шине, иначе получите короткое замыкание
Шаг №2 — эксплуатировать оборудование аккуратно
Есть есть определенные правила эксплуатации, влияющие на работу двигателя. Не позволяйте детям играть с программными кнопками. Не открывайте отсек для моющих средств во время стирки.
Запреты также включают внезапную смену программы. Если у вас машина с механическим управлением, не поворачивайте переключатель программ против часовой стрелки.
Важным правилом эксплуатации стиральной машины является правильная загрузка. Не перегружайте барабан при стирке, старайтесь не использовать максимальный отжим
Выводы и полезное видео по теме
Ремонт шайбы, если инвертор не вращается:
Как проверить коллектор омметром:
Подбираем сечение провода для подключения стиральной машины:
Каждый тип двигателя имеет свои преимущества и недостатки.