Эксперт «Золотой маски» ответил на вопросы барнаульских театралов
Свежий номер
РГ-Неделя
Родина
Тематические приложения
Союз
Свежий номер
08.02.2023 10:40
Рубрика:
Культура
Сергей Зюзин (Барнаул)
Олег Лоевский за несколько дней пребывания в Барнауле успел многое. Член экспертного совета Национальной театральной премии «Золотая маска», драматург, киносценарист, критик, основатель и художественный директор фестиваля «Реальный театр» отсмотрел четыре спектакля краевого театра драмы, подробно разобрал их с артистами, пообщался с давними друзьями-коллегами и два часа отвечал на вопросы зрителей.
В Барнауле Олег Лоевский посмотрел четыре спектакля краевого театра драмы (в том числе «Космос» — на фото) и подробно разобрал их с артистами / Пресс-служба краевого театра драмы
Олег Семенович, вас ведь многое связывает с цирком?
Олег Лоевский: Мы жили вчетвером в деревянном домике во дворе Свердловского цирка. Лет с четырнадцати я уже выходил на манеж то униформистом, то ассистентом. Папа был административным работником, и у меня перед глазами было две картинки: он сидит в маленьком темном кабинете, а на манеже — артисты в лучах света и блестках. Мир, соответственно, делился на тех, кто в тени, и тех, кто сверкает. Я надеялся, что буду всю жизнь сверкать, а получилось, что сижу в кабинетах. Карма такая.
Главное, что я тогда понял: на арене цирка смерть всегда рядом. Я не раз видел, как разбивались акробаты, как хищники раздирали укротителей. Ты ощущаешь близкое присутствие смерти, когда вокруг идет веселье. Артисты цирка между собой ссорятся, как и все артисты, но когда нужно работать на подстраховке, никаких дрязг не бывает.
На мое становление очень сильное влияние оказал Леонид Енгибаров, фантастический клоун. Его называли «клоуном с осенью в сердце». Он ведь был и замечательным артистом: снимался у Сергея Параджанова, дружил с Василием Шукшиным (в фильме «Печки-лавочки» есть сцена с его участием). Был писателем и художником. И, помимо всего этого, был чемпионом Армении по боксу. Свое первое в жизни интервью для местной свердловской газеты я брал именно у Енгибарова. Он сказал фразу, которую потом не раз повторял: «Клоун — это мировоззрение».
Театр и цирк — очень близкие понятия, особенно сейчас. Началось это с французского «Cirque du Soleil» («Цирк Солнца») и внучки Чарли Чаплина — на первый план вышел невербальный язык, потому что слову перестали верить. Телу стали верить больше, чем слову. От этого понимания, мне кажется, родился современный танец. Потом появилось уже и недоверие к телу, которое тоже научилось врать. Цирк как искусство, связанное не только с телом, но и с трюком, стал по-новому интересен. Я видел потрясающий спектакль по чеховским «Трем сестрам», поставленный цирковым способом.
Советский цирк был трюковым: скрутил тройное сальто, и уже хорошо. Теперь этого мало — нужны антураж, идея, смысл, которые подкрепляются трюками. Посмотрите цирк Славы Полунина — совместились грустные смыслы и клоунская природа отношения к миру. Клоун ведь всегда удивляется миру.
Вас иногда называют крестным отцом провинциальных театров России. Проект режиссерских лабораторий реализован уже более шестидесяти раз в малых и средних провинциальных театрах России. Но любое детище в какой-то момент начинает жить самостоятельно. Что вы сейчас наблюдаете?
Олег Лоевский: У всего есть две стороны. Режиссеры научились быстро ставить и меньше думать. Это плохо, но директорам театров выгодно. Знаю таких директоров, которые приглашают режиссера на лабораторию, тот ставит эскизный спектакль, с ним рассчитываются за пять дней работы и обещают позвать довести начатое до ума. А потом выдают эскиз, поставленный за три копейки, за полноценный спектакль. Экономия! Мы с таким явлением воюем.
Из 1,5 тысячи хороших эскизных работ в лабораториях получилось только пять хороших постановок. Почему? Потому что они по-разному создаются. Эскиз строится на стрессе. Артист должен: выучить текст за пять дней, запомнить мизансцены и понять, чего хочет режиссер, и много чего другого. Он играет в нерве и передает его зрителю. Поскольку никто толком не помнит текст и что делать дальше, все вынуждены следить друг за другом и быть в напряжении. И это творческое напряжение передается залу. Театр же строится на обмене энергиями. Если между сценой и залой нет этого, то артист вянет, а зритель засыпает. Когда же эскиз доделывают до спектакля, энергия быстро уходит, а до кропотливого разбора ролей и смысла спектакля дело не доходит. Поэтому я советую директорам: если понравился эскиз режиссера, дайте ему другую пьесу и пусть работает, как положено.
Почему шедевры, как и плохие спектакли, получаются редко?
Олег Лоевский: В шедеврах поначалу никто ничего не понимает, а плохие работы живут недолго. Даже у великих режиссеров далеко не все спектакли получаются шедеврами. У Мейерхольда подробно описано полтора десятка спектаклей, а он их три сотни поставил. Значит, все остальные были обычными. Основная категория, с которой работает театр, — это время. Мы хотим понять время, в котором живем, и самих себя в этом времени. И надо отдавать отчет в том, что театр ничему не учит. Чему нас вообще можно научить? Какая часть библейской фразы «Не убий» непонятна человечеству? Почему человек, зная, что этого нельзя делать, поступает по-другому? Вот в этом театр и призван попытаться помочь разобраться.
Я считаю, у театра есть две очень важные задачи. Во-первых, эмоционально ударить. Мы должны испытать эмоции. Сегодня люди не хотят этого, закрываются: я боюсь любви, не хочу страдать, не хочу ответственности, не хочу тратиться, вообще ничего не хочу. Театр должен нас как-то дернуть, напомнить, что вне сочувствия, вне эмоций и боли мы не совсем люди. Я уже миллион раз рассказывал случай, который меня сильно задел. Мама приятеля смотрела телевизор. В новостях говорят: «В Бангладеш обрушился мост, погибли 150 человек». Ну погибли и погибли. Переключает канал, там сериал, где героиня говорит: «Мария, Хуан тебе изменяет» — и мама как закричит, как заплачет: «Как это возможно?!» Она предпочла испытать безопасную эмоцию. Потому что переживать по поводу гибели полутора сотен реальных людей страшно.
Олег Лоевский: Театр и цирк очень близкие понятия, особенно сейчас. Фото: Пресс-служба краевого театра драмы
Вторая задача — напомнить людям, что жизнь очень сложна и нет простых решений, что нам постоянно приходится жить в ситуации выбора. Мы всё и всех пытаемся упростить. А надо учиться понимать других людей, уметь договариваться. Мир сложен, но его постоянно пытаются упростить разными способами. Вот, говорят о верности традициям: поступай, как поступали твои деды. Хорошее дело, вот только деды не сталкивались с теми задачами, которые стоят перед нами. Они решали свои проблемы. Сейчас институт семьи переживает переломный момент. И дело здесь даже не в гей-культуре. Проблема-то в том, что женщина стала экономически самостоятельной и поменялось ее сознание. Нельзя загонять всех обратно в домострой. Даже если это получится, все будут делать вид, а жить по-своему. Мир меняется. Кто не хочет с ним меняться, тот пытается загнать себя и окружающих в разные страшные схемы.
Наш фестиваль называется «Реальный театр» потому, что мы пытаемся говорить о реальности, о настоящем. А не жить в бесконечных парадигмах прошлого или будущего. До сих пор в России спорят, хороший царь Иван Грозный или плохой. Да какая разница? Он жил пять веков назад. Пусть разбираются историки. Или же нам обещают, что будет «прекрасное далеко» через двадцать-тридцать лет. А что сейчас? Кто не понимает реальности, не управляет своей жизнью. Не надо превращать свою реальность в чью-то схему или сказку.
Вы хорошо знакомы с Татьяной Козицыной, которая больше 20 лет возглавляла Молодежный театр Алтая. Она внесла огромный вклад в развитие творческого потенциала театра и его материальной базы. Но на сайте нынешнего МТА в разделе «История театра» о ней ни единого слова. Сегодня на встрече много молодых людей, пусть хоть от вас они узнают о человеке, которого уважает театральная Россия.
Олег Лоевский: Татьяна Федоровна была прекрасным директором, потому что была «отравленной» театром. С ней связано много прекрасных историй. Например, во время строительства нового здания театра она пряталась по ночам на стройке, чтобы ловить воров. Это же такая национальная забава — воровать на строительстве. Однажды, когда ночью приехал прораб на своей машине за кирпичами, Козицына треснула его доской по голове. Вот это и есть одержимость театром. К сожалению, она не сошлась характером с прежними властями края, хотевшими все унифицировать и управлять театрами сугубо через директоров. Татьяна Федоровна оказалась для них очень неудобным руководителем — убрали. Мне искренне жаль, что с Козицыной так поступили. Но в театре такое бывает сплошь и рядом. Чтобы сохранить себя, театр готов принести в жертву любого, зачастую лучшего из всех. Непонятно, правда, ради чего, если театр плохой и ставит что попало.
Автор благодарит за помощь в подготовке материала Татьяну Тимофееву, завлита краевого театра драмы им. В. М. Шукшина.
Ключевой вопрос
Но что может театр на фоне нынешних ТВ, интернета и киноиндустрии?
Олег Лоевский: Заниматься конкретным человеком. У театра всегда маленькая аудитория. Я был в одном из театров в Голландии, там в зале перед началом спектакля вообще нет стульев. Человек покупает билет, берет в фойе стул, идет с ним в зал и садится, где хочет. Пришло десять человек — с ними и разговаривают, и вместе разбираются, что же с нами происходит. Лучший зритель для театра — это эмоционально развитый человек, воспринимающий жизнь во всем объеме, способный принимать ответственные решения. Но таких всегда очень мало. Около девяноста процентов приходит в театр просто посмотреть сюжет: кто на ком женился, кто кого обманул и так далее.
Российская газета — Неделя — Сибирь: №28(8973)
Драматический театрБарнаулВ регионах
Главное сегодня
Александр Кержаков возглавил кипрскую «Кармиотиссу» — Свободная Пресса
Александр Кержаков возглавил кипрскую «Кармиотиссу» — Свободная Пресса — Новости футбола. Новости футбола спорт. Спорт новости футбола. Новости футбола сегодня. Последние новости футбола. Футбол. Футбол новости.
Кипрская «Кармиотисса» официально объявила о подписании контракта с российским тренером Александром Кержаковым. Наставник и клуб заключили соглашение сроком на полтора года.
Напомним, после 22 туров чемпионата Кипра «Кармиотисса» занимает десятую строчку, имея в своём активе 23 набранных очка.
За свою тренерскую карьеру Александр Кержаков работал в таких российских клубах, как томская «Томь» и «Нижний Новгород».
Футбол в Европе
Скончался известный хорватский тренер Мирослав Блажевич
Кержаков возглавит клуб из чемпионата Кипра
Футбольная команда оказалась под завалами отеля в Турции
Абаскаль может уйти из «Спартака» в «Севилью»
Все материалы по теме (1644)
Новости дня- На территории новых российских регионов сформировали военные комендатуры
- Павел Мамаев завершил карьеру футболиста
- Зеленский: Западные страны затягивают с гарантиями безопасности для Украины
- Петля над бюджетом затягивается: какой курс доллара исправит ситуацию?
- Захарова предупредила Бербок о непоправимой ошибке в случае лицемерия
- Зеленскому дали понять, что Украина вступит в Евросоюз не раньше, чем через десять лет
- Землетрясение в Турции сопоставили со взрывом 500 ядерных бомб
- «Макрон, сам иди на пенсию»: В Париже началась четвертая общенациональная демонстрация
- Россия и Венесуэла расширяют сотрудничество в нефтегазовой сфере
- В Мариуполе снесенные здания перерабатывают в крошку для дорог
Все новости за 8 февраля 2023
ЦитатыО патриотических лозунгах и правой диктатуре «В условиях жесткой конфронтации с Западом, самой прогрессивной идеологией, которая позволит России вырваться на передовой уровень развития и стать важным звеном (а возможно, и лидером) мирового антиколониального, антиимпериалистического движения, является современный социализм…»
Об истории и справедливости
«Тирания капитала готовится к решающей схватке, чтобы увековечить своё господство. И согласиться с этим категорически не можем. Есть только один способ разрушить планы по созданию глобального концлагеря. Ради этого нужно обеспечить победу социализма!»
О диверсии на «Северных потоках» «Ситуация в том, что, хотя и был приказ Байдена, но еще до этого Конгресс в лице Сената высказался против «Северного потока». Байден нашел такую форму для этого. Так что Сенат здесь заблокирован, а вот Палата представителей не очень. Если она начнет расследование, то дело может сдвинуться с мертвой точки…»
В эфире СП-ТВ Наконец-то свободен: 289 дней противостояния Кирилла Украинцева Спецпредложения Новости СМИ2Если Вы продолжите использование данного сайта, это означает, что Вы даете согласие
на использование нашим сервером Cookie-файлов и иных технологий по сбору статистических сведений о
посещениях этого сайта с Вашего компьютера или иного устройства. Политика конфиденциальности.
Этот сайт использует Cookies, подробнее
девочка убивает котенка — Google Поиск
AlleBilderVideosNewsMapsShoppingBücher
suchoptionen
54-летняя женщина убила своего «непослушного» 12-недельного котенка, положив его в …
www.ukdaily.ukdaily.uk новости › article-10103283
18.10.2021 · Женщина, 54 года, которая убила своего «непослушного» 12-недельного котенка, засунув его в стиральную машину в наказание за поход в туалет в своем доме …
Фото
Alle anzeigen
Alle anzeigen
14-летняя девочка мучает и убивает перепуганного котенка кухонным ножом … — Metro
metro.co.uk › Новости › Мир была арестована после того, как в Snapchat сняли на видео, как она выпотрошила котенка кухонным ножом.
Женщину из Девона посадили на 168 суток за убийство котенка в микроволновке
www. theguardian.com › world › dec › woman-kille… 168 дней после того, как вас осудили за убийство соседского котенка, засунув его в микроволновку …
Девочки-подростки ПЫТАЮТ невинного котенка жестоким переломом ног…
www.express.co.uk › Новости › Мир
16.08.2017 · В какой-то момент девочки думают, что убили котенка, так как он неподвижно лежит на земле, из головы течет кровь.
Полиция Уичито-Фоллс: Подростки обвиняются в жестоком обращении с животными за убийство котенка
полиция расследовала опубликованное в социальных сетях видео, на котором несовершеннолетние убивают котенка и расчленяют животное, …
Петиция · правосудие в отношении котенка, жестоко убитого девочками — Change.org
www.change.org › international-animal-rescue-justic…
Недавнее видео, которое стало вирусным на Facebook, где три девочки жестоко наступил на котенка, туго завязав шею, намеренно ходил на животе …
Женщина убила «непослушного» котенка, засунув его в стиральную машину в качестве . ..
www.clactonandfrintongazette.co.uk › новости › 1965…
15.10.2021 · ЖЕНЩИНЕ на неопределенный срок запретили содержать животных после того, как она убила своего любимого котенка в стиральной машине.
Девочки-подростки арестованы после того, как предположительно нанесли ножевые ранения Открыть …
www.peta2.com › Новости
21.05.2018 · Мы не знаем, почему подростки убили котенка и откуда взялось животное, но мы ДЕЙСТВИТЕЛЬНО знаем, что учащиеся Уичито-Фолс проинструктированы …
Девочки-подростки пытают беззащитного котенка, швыряя его о стену в …
www.mirror.co.uk › Новости › Мировые новости › Кошки
16.08.2017 · В какой-то момент тошнотворного ролика девушки, кажется, думают, что убили котенка, так как он лежит на земле неподвижно и с кровь …
Als Reaktion auf ein rechtliches Ersuchen, das an Google gestellt wurde, haben wir 1 Ergebnis(se) von dieser Seite entfernt. |
Ähnlichesuchanfragen
Девушка убивает своего кота и собаку видео
Кошка замучена до смерти
Женщина убивает собаку
Котенок замучен до смерти Пакистан
Женщина наступает на кролика
4 CatdiesPelucin Entertainment 90 убивает котиков 0 видео машина
Мужчина засунул кота в стиральную машину
таежная драма — Google Поиск
AlleBilderVideosNewsMapsShoppingBücher
suchoptionen
Таежная драма — Wikipedia
en.wikipedia.org › wiki › Taiga_drama
Таежная драма (яп. драматическое телевидение …
Категория · 13 Лорда сёгуна · В ожидании Кирина · Сегодон
Драма Тайги
Фернсеггенре
Аллеиген
Taiga-Drama Derse Dersem. Dersehen-Dersehen-Dersehen-Dershen-Dersehen-Dersehen подарок, умирает в Японии Ausstrahlt. Википедия (английский)
Тайга (62 спектакля) — MyDramaList
mydramalist.com › список
30.01.2020 · 1. Хана-но сёгай. Японская драма — 1963, 39 серий; 2. Ако роси. Японская драма — 1964, 52 серии; 3. Тайкоуки. Японская драма — 1965, 52 …
История просмотра: Таежная драма | Japan Experience
www.japan-experience.com › … › Japanische Filme
09.04.2015 · Таежная драма, как правило, сосредоточена на двух периодах: воюющие провинции, Сэнгоку Дзидай, шестнадцатый век или конец сёгуната, …
Таежная драма NHK надеется избавиться от проклятия | The Japan Times
www.japantimes.co.jp › Культура › 2020/01/17 › nhk…
17.01.2020 · Ходят слухи, что драматический сериал NHK о таежной жизни, который длится целый год в воскресенье вечером, может быть проклятый. Тайга (буквально «большая река», но здесь относится …
NHK Taiga Drama: Taiheiki — Japan — Gamecet
gamecet. ch › продукты › nhk-taiga-drama-taiheiki
9,90 CHF
Фильм: NHK Taiga Drama: Taiheiki — Japan Регион: NTSC Japan Hersteller: NHK Издатель: Sega Zustand des Spieles: gebraucht OVP: vorhanden Handbuch: …
Арашис Джун Мацумото играл Hauptrolle im 62. Taiga-Drama
sumikai.com › Кино и ТВ Ieyasu» на NHK zu sehen sein.
Nhk Taiga Drama’tenchijin’ — Музыкальные компакт-диски и винил — Amazon
www.amazon.de › Nhk-Taiga-Dramatenchijin-Original-Soundtrack
Bewertung 4,5
(9) · 3 €
Hauptgrund für den Kauf der CD war der Themesong des 2009er Taiga Dramas. Das ist der erste Titel на компакт-диске. Die meisten nachfolgenden Stücke sind etwas …
Nhk Taiga Drama’tenchijin’ — CDs & Vinyl — Amazon
www.amazon.de › …
Bewertung 4,5
, (9) · 3 58 €
Hauptgrund für den Kauf der CD war der Themesong des 2009er Taiga Dramas.