Как отремонтировать аккумулятор шуруповерта в домашних условиях. Схема аккумулятора шуруповерта
Плата защиты аккумуляторной батареи или как переделать батарею шуруповерта
Так как я довольно часто делал обзоры аккумуляторов, а также упоминал о переделке аккумуляторного инструмента, то в личке меня часто спрашивают о тех или иных нюансах переделок.Спрашивают разные люди и вопросы часто примерно одинаковы, потому я решил сделать небольшой обзор и одновременно ответить на некоторые общие вопросы, связанные с выбором комплектующих и переделкой батарей.Возможно кому нибудь обзор покажется неполным, так как переделке подверглась только сама батарея, но не волнуйтесь, я планирую сделать вторую часть обзора, где попробую ответить на вопросы по переделке зарядного устройства. А заодно хотелось бы узнать, как считает общественность, что лучше — универсальная плата совмещенная с БП, плата сама по себе, платы DC-DC или другие варианты.
Шуруповерты, да и просто любой другой аккумуляторный инструмент, производится уже довольно много лет. Потому на руках у пользователей накопилась довольно большая масса как старых батарей, так и лежащего иногда мертвым грузом инструмента.Путей решения данной проблемы несколько:1. Просто ремонт батареи, т.е. замена старых элементов на новые.2. Переделка с аккумуляторного питания на сетевое, вплоть до установки БП в аккумуляторный отсек.3. Замена Никель-кадмиевых и Никель-Металл гидридных на Литиевые.
В качестве небольшого отступления, иногда смысла переделывать/ремонтировать просто нет. Например если у вас совсем дешевый шуруповерт, купленный на мегараспродаже за 5 баксов, то вас может несколько удивить, что стоимость переделки выйдет как несколько таких шуруповертов (я утрирую). Потому надо сначала для себя прикинуть плюсы/минусы от переделки и ее целесооразность, иногда проще купить второй инструмент.
Первый вариант наверняка многие уже проходили, как впрочем и я. Он дает результат, хотя в случае фирменного инструмента часто хуже, чем был изначально. По цене выходит немного дешевле, по трудоемкости проще и значительно.
Второй вариант также имеет право на жизнь, особенно если работа происходит дома и неохота тратиться на замену аккумуляторов.
Третий вариант самый трудоемкий, но позволяет существенно улучшить эксплуатационные характеристики инструмента. Это и увеличение емкости аккумулятора и отсутствие «эффекта памяти», а иногда и увеличение мощности.Но кроме трудоемкости появляется побочный эффект, литиевые аккумуляторы немного хуже работают на морозе. Хотя при условии, что многие фирмы без проблем производят такой инструмент, то я считаю, что иногда проблема преувеличена, хотя и справедлива.
Батареи имеют разную конструкцию, хотя в общем они имеют много общего, потому я буду рассказывать, а заодно и показывать на примере одного из представителей такой категории, шуруповерта Bosch PSR 12 VE-2. Этот шуруповерт моего товарища, он же и выступил «спонсором» обзора, предоставив для переделки сам шуруповерт, аккумуляторы, плату защиты и расходники.Шуруповерт довольно неплохой, имеется блокировка шпинделя, две скорости, потому переделывать имеет смысл.





В электроинструменте применяются аккумуляторы, рассчитанные на большой разрядный ток.Я не так давно делал обзор разных аккумуляторов, в конце которого привел табличку, которая может помочь в этом вопросе, но если не уверены, то просто найдите документацию по аккумуляторам, которые планируете купить. Благо у фирменных аккумуляторов обычно с этим проблем нет.

Следует помнить, что часто заявленная емкость аккумулятора обратно пропорциональна максимально отдаваемому току. Т.е. чем на больший ток рассчитан аккумулятор, тем у него меньше емкость. Пример конечно довольно условный, но очень близок к реальности. Например очень емкие аккумуляторы Panasonic NCR18650B для электроинструмента не подходят, так как их максимальный ток всего 6.8 Ампера, шуруповерт же потребляет 15-40 Ампер.



Для переделки батареи данного шуруповерта были выбраны аккумуляторы LGDBHG21865.Шуруповерт не очень мощный, потому я думаю что проблем быть не должно. Аккумуляторы рассчитаны на длительный разрядный ток в 20 Ампер, при выборе аккумуляторов следует найти в документации на аккумулятор соответствующую строку и посмотреть какой ток там указан.

При выборе количества требуемых аккумуляторов для замены следует руководствоваться тем, что условно один литиевый (LiIon, LiPol) заменяет 3 штуки обычных. В 12 Вольт батарее стоит 10 штук, потому обычно их меняют на 3 штуки литиевых. Можно поставить 4 штуки, но инструмент будет работать с перегрузкой и возможны ситуации, когда может пострадать.Если у вас 18 Вольт батарея, то там скорее всего стоит 15 обычных, которые меняются на 5 литиевых, но такой инструмент встречается реже.Или говоря простым языком,2-3 NiCd = 1 литиевый,5-6-7 NiCd = 2 литиевых,8-9-10 NiCd = 3 литиевых,11-12-13 NiCd = 4 литиевыхи т.д.



1. Кассета, очень просто и доступно, но категорически не рекомендуется для больших токов, так как имеет высокое сопротивление контакта.2. Пайка. Вполне имеет право на жизнь, я сам так делаю иногда, но данный способ имеет нюансы.Как минимум паять надо уметь. Причем уметь паять правильно, а главное — быстро.Кроме того надо иметь соответствующий паяльник.Пайка происходит следующим образом: Зачищаем место контакта, покрываем это место флюсом (я использую F3), берем залуженный провод (лучше не очень большого сечения, 0.75мм.кв достаточно), набираем на жало паяльника много припоя, прикасаемся к проводу и вместе с ним прижимаем к контакту аккумулятора. Либо прикладываем провод к месту пайки и паяльником с большой каплей припоя прикасаемся к месте между проводом и аккумулятором.Но как я писал выше, способ имеет нюансы, необходим мощный паяльник с массивным жалом. Аккумулятор имеет большую теплоемкость и при легком жале он банально его остудит до такой температуры, что припой «примерзает», иногда вместе с жалом (зависит от паяльника). В итоге вы будете долго пытаться прогреть место контакта и в итоге перегреете аккумулятор.Потому берут старый паяльник с большим медным жалом, желательно хорошо прогретый, тогда прогреваться будет только место пайки и после тепло просто распределится и общая температура будет не очень высокой.Проблемы касаются минусового вывода аккумулятора, с пайкой плюсового обычно сложностей нет, он легче, но тоже сильно перегревать не советую.
В любом случае, если у вас нет опыта пайки, то крайне не рекомендую этот способ.
3. Самый правильный способ — точечная сварка, мгновенно, без перегрева. Но сварочный станок должен быть правильно настроен чтобы не сделать сквозную дыру в дне аккумулятора, потому лучше обратиться к профессионалам. За небольшую денежку на рынке вам сварят вашу батарею.Альтернативный вариант, в некоторых онлайн магазинах предлагается услуга (вернее варианты лотов, с лепестками и без) по привариванию контактных лепестков, это не очень дорого, но гораздо безопаснее пайки.
Данную сборку «сварил» тот же товарищ, который и дал мне шуруповерт для обзора.На фото видно, что между лепестком и корпусом аккумулятора проложен тряпичный изолятор. Это важно, так как без него вы можете перегреть лепесток и он проплавит изоляцию аккумулятора, последствия думаю понятны.








Дальше следует этап установки сборки в батарейный отсек. Тривиальная на первый взгляд операция кроет в себе небольшие подводные камни.Для начала вымываем пыль и грязь из отсека. Я сделал ошибку и протер только нижнюю часть, остальное потом вычищал щеткой и ваткой. Потому проще помыть с мылом и просушить.
Дальше приклеивание сборки. В исходном варианте аккумуляторы просто были зажаты половинками корпуса, но в нашем случае такое редко возможно, потому сборки чаще всего приклеивают.Здесь как и раньше, есть несколько вариантов, рассмотрим их.1. Двухсторонний скотч2. Термоклей3. Силиконовый герметик4. Прибить насквозь 150 гвоздями, а с обратной стороны загнуть. :)
Так как последний вариант больше подходит для любителей экстрима, то распишу более «приземленные».1. Очень просто и удобно, но так как место контакта маленькое, то держит не очень хорошо, а кроме того надо использовать хороший скотч.
2. Вариант хороший, сам иногда пользуюсь (кстати, применяю черный термоклей). Но в данном случае не советовал бы. Дело в том, что термоклей имеет свойство «плыть» при нагреве. Для этого достаточно забыть шуруповерт летом на улице и получить в итоге болтающуюся внутри батарею. Я не скажу что такое будет обязательно, но такое свойство клей имеет, факт. Кроме того, термоклей не очень хорошо липнет к массивным элементам и при нагрузке может просто отвалиться.
3. На мой взгляд самый удобный вариант. Герметик не боится нагрева, не течет со временем и имеет хорошую адгезию к большинству материалов. Кроме того он довольно эластичен и при этом практически не теряет эластичность со временем.
Я использовал санитарный герметик Церезит. На фото может показаться что он еле намазан, это не так, герметика довольно много. Кстати, следует учитывать, что большинство герметиков не клеит к предыдущему слою герметика.Кроме того можно применить похожий монтажный клей в таких же тубах, например «Момент», но силикон мне кажется более подходящим.
В общем наносим герметик, вставляем нашу сборку, прижимаем и оставляем сохнуть.

Вот мы и дошли до собственно предмета данного обзора, платы защиты. Заказаны они были еще весной, но посылка потерялась, их потом выслали заново, в итоге они таки пришли.Почему были заказаны именно эти платы я уже не вспомню, но они смирно лежали и ждали своего часа, дождались :)

Табличка очень похожа на таблички от других плат, потому я выделю отдельные важные пункты.1. Ток балансировки, так как данная плата этого не умеет, то здесь прочерк2. Максимальный длительный ток, для большинства применения надо 20-25 Ампер. На менее мощном инструменте достаточно и 15-20, более мощный потребует 25-35 и более.3. Максимальное напряжение на элементе, при котором плата отключает батарею. Зависит от типа примененных аккумуляторов.4. Минимальное напряжение на элементе при котором плата отключит нагрузку. 2.5 Вольта это довольно мало, лучше выбирать этот параметр таким же, как заявлено в даташите на аккумулятор.5. Ток, при котором срабатывает защита от перегрузки. Не надо стремится к запредельным величинам. Хотя этот ток напрямую связан с максимальным рабочим, потому обычно здесь проблем нет. Даже если сработала защита, то чаще всего достаточно просто отпустить кнопку шуруповерта и потом нажать опять.6. Данный пункт отвечает за автоматический сброс срабатывания защиты.7. Сопротивление ключевых транзисторов, чем меньше, тем лучше.



Платы в основном делятся на два типа (хотя на самом деле их больше), с возможностью балансировки и без.
Объясню, что такое балансировка и зачем она вообще нужна.Сначала вариант «пассивной» балансировки.Такой вариант применяется на подавляющем большинстве плат как самый простой в реализации.По мере достижения аккумулятором порогового напряжения он начинает нагружаться на резистор, который берет на себя часть зарядного тока. Пока этот аккумулятор «борется», другие успевают зарядиться до своего максимума.Дальше несколько картинок с этой статьи.
1. Один из аккумуляторов либо заряжен больше других, либо имеет немного меньшую емкость.2. В случае простого заряда на нем будет напряжение выше, чем на остальных3. Балансир отбирает на себя часть тока заряда, не давая напряжению подняться вше максимального.4. В итоге все аккумуляторы заряжены равномерно.










Так как плата в процессе работы может нагреваться (хотя и не сильно), то для защиты аккумуляторов от лишнего тепла я решил сделать прокладку. Кроме того она защитит аккумуляторы в случае разрыва полевых транзисторов и сквозного прогорания платы (такое бывает, но крайне редко, потому скорее теоретически).Я взял обрезок стеклотекстолита и снял фольгу.



В идеале провода потом также зафиксировать при помощи герметика, чтобы не болтались.








Для заряда можно конечно использовать распространенное зарядное устройство типа Imax. Но я считаю такой вариант неудобным.Кроме того, иногда выводят разъем для балансировки аккумуляторов шуруповерта. Вещь конечно полезная, но как по мне, то немного лишняя, а кроме того не всегда безопасная. На мой взгляд достаточно просто один раз подобрать аккумуляторы и дальше просто заряжать без балансировки. Либо купить плату защиты с балансиром, а торчащие разъемы это увеличение шанса их закоротить, поломать, да и это скорее вариант для дома.


Для переделки надо докупить плату типа такой как на фото.Либо любую другую, которая умеет стабилизировать напряжение и ток. Обычно у этих плат как минимум два подстроечных резистора. Но в данном случае даже три, третий регулирует порог включения индикации окончания заряда.
Если по фото, то первый — напряжение, второй — индикация, третий — ток заряда.

Но такое решение имеет и свои минусы. Плата зарядного только отображает завершение процесса заряда, но не отключает аккумулятор. Не то чтобы это совсем плохо-плохо, но ничего хорошего в этом также нет.Для решения данной проблемы можно применить простейшее решение, отключать выход после окончания процесса заряда.Для этого придется добавить четыре детали, реле на 24 Вольта, оптрон PC817, диод и кнопку.Светодиод оптрона включается вместо светодиода отображающего процесс заряда, а транзистор оптрона управляет реле.Но в данном варианте реле не может включиться само, потому параллельно контактам необходима кнопка (как я говорил, решение очень простое). Т.е. вставили аккумулятор, нажали на кнопку, пошел процесс заряда, после окончания заряда реле отключилось и аккумулятор обесточился.Кнопку можно подключить параллельно контактам транзистора оптрона, тогда подойдет и обычная тактовая кнопка. Естественно в обоих случаях нужна кнопка без фиксации.



Все приведенные варианты используют родной трансформатор зарядного устройства, но если его нет, то преобразователь просто надо дополнить блоком питания., например таким.но стоит учитывать, БП должен быть на напряжение выше, чем напряжение окончания заряда аккумулятора, разница нужна примерно 3-5 Вольт или больше.Т.е. в данном случае 15 Вольт БП не подходит, но обычно такие БП имеют регулировки выходного напряжения ±20% и его можно немного поднять. Но можно просто купить БП на 24 Вольта и ничего не регулировать.







Да, чуть не забыл, собственно о предмете обзора, плате защиты.Плата работает, работает отлично, по крайней мере проблем с ней я не обнаружил.При зажатии патрона, установке трещотки на максимум (вроде уровень 5) и второй скорости, плата уходит в защиту с шансом примерно 50/50. Если включить первую скорость, то тока для срабатывания защиты не хватает. В общем вполне нормальное поведение. Можно уменьшить номинал шунта и защита будет срабатывать позже, но я не вижу в этом смысла.
Да, теперь о стоимости переделки. Цена трех аккумуляторов около 15 долларов + 5-8 плата защиты + доллар за всякую мелочевку, итого выходит около 20-25 долларов за одну батарею.Дорого? Я считаю что весьма дорого, потому дешевый инструмент переделывать просто нет смысла. Но в любом случае переделка не так сложна, как кажется на первый взгляд, главное начать.
В обзоре я не писал про аккумуляторы LiFe, по большому счету с ними все абсолютно также, за исключением того, что к ним надо специальные платы, так как напряжение этих аккумуляторов немного ниже, чем у привычных LiIon. Аккумуляторы отличные, надежность с ними будет выше, но емкость батареи — ниже.
Надеюсь, что обзор был полезен, как всегда жду вопросов в комментариях.Естественно возможны варианты, и я тоже могу где то ошибаться, потому вышенаписанное лишь мое видение процесса.
www.kirich.blog
Как отремонтировать аккумулятор шуруповерта в домашних условиях.
Аккумуляторный инструмент имеет множество достоинств, но и не лишен недостатков. Одним из недостатков является быстрый износ аккумуляторных батарей питающих данный инструмент.
Что делать в такой ситуации? На многих форумах рекомендуют купить новый шуруповерт, а этот выбросить или отложить до лучших времен. Однако если пользуешься аккумуляторным шуроповертом постоянно в работе – это не вариант. Иначе «новыми» шуруповертами можно завалить всю кладовку или сарай при этом кроме дополнительных расходов это ничего не принесет. Стоимость новых аккумуляторов для шуруповерта достигает часто 80% его стоимости самого шуруповерта – для брендовых моделей, а для дешёвых китайских – их вообще не сыщешь. Остается также вариант попробовать самому починить, но для этого нужен либо другой неисправный блок аккумуляторов или возможность приобрести аккумуляторы в интернет магазине (подробности ниже).
Как же самому починить аккумулятор шуруповерта? Для начала разберем сам блок. Чаще всего крышка блока скреплены 3-6 шурупами, в совсем дешевых они проклеены или на защелках.
Ниже на изображении видны элементы корпуса блока аккумуляторов.
Как видно сама батарея состоит из нескольких аккумуляторов соединённых точечной сваркой. Это никелево-кадмиевые аккумуляторы, емкостью 1300 – 2500 мАч, рабочим напряжением 1,2 В.
Хорошая новость практически никогда батарея не выходит из строя целиком чаще всего неисправными оказываются от одного до трех аккумуляторов. Обнаружить неисправный элемент довольно просто имея под рукой обычный тестер. С его помощью достаточно замерить напряжение на элементе и измерить ток разряда. Не забудьте зарядить аккумулятор перед тестированием.
Нормальный элемент даст напряжение в 1-1.2В, а неисправный – ничего не даст. Таким образом, можно легко определить все неисправные элементы в батарее. Однако это не совсем точный метод, лучше выбирать банки по величине разрядного тока ( будьте осторожны не сожгите тестер). Для чего нужно взять цифровой мультиметр выбрать режим измерения тока на приделе 10А и кратковременно приложить щупы к клемам аккумулятора. На неисправных – начальный ток разряда менее 2А , а на исправных до 8А. Здесь и далее я привожу средние значения из разных источников, у меня было 0,8А и около 5А соответственно. Идеальный вариант это контроль тока разряда аккумуляторного элемента на нагрузочном резисторе, подобранном в соответствии с рекомендованным производителем током разряда, но об этом в следующих статьях.
После этого неисправные аккумуляторы нужно аккуратно отделить от исправных. Желательно чтобы жестяные полоски остались на батарее, а не на неисправных аккумуляторах. Для замены можно использовать покупные аккумуляторы или похожие элементы из другого неисправного блока аккумуляторов шуруповерта. В этом случае не забывайте, что их тоже надо проверять. Обратите внимание, что чаще всего в батареях шуруповертов используют никелево-кадмеевые (Ni-Cd) аккумуляторы, а в продаже очень много никелево –металлгидридных (Ni-Mh) аккумуляторов, разные типы элементов не совместимы в одной батарее. Также, проверяйте полярность элементов используемых для замены и если необходимо внесите коррективы в схему соединения элементов в батарее.
На заводе батареи собирают при помощи точечной сварки, но так как данный способ является достаточно сложным – не у каждого есть точечная сварка, проще использовать обычную пайку. Для этого нам понадобится мощный паяльник – 90 Вт и хороший флюс. Использование мощного паяльника и паяльной кислоты необходимо чтобы исключить порчу элементов батареи от длительного нагрева, все желательно делать как можно быстрее, чтобы не перегревать аккумулятор.
После спайки в обратном порядке собираем корпус вместе с батареей. Ставим собранную батарею на зарядку и следим за её температурой. После заряда батарея шуруповерта готова к использованию.
nauchebe.net
Шуруповёрт. Аккумуляторная батарея. Ремонт своими руками.
Шуруповёрт - ручной электрический инструмент, обычно аккумуляторный. Предназначен для заворачивания или отворачивания шурупов, винтов и сверления отверстий. Обычно аккумуляторный шуруповёрт имеет одну или две скорости вращения шпинделя, что расширяет круг его возможностей: заворачивание шурупов (прямое предназначение) на низких скоростях, и сверление на больших.
У многих из нас, кто мало-мальски имеет дело с ремонтами или просто у хороших хозяинов-умельцев эта вещица постоянно в ходу. И вот в процессе эксплуатации шуруповёрта, спустя несколько лет появляется вопрос необходимости замены аккумуляторов, которые уже утратили свою ёмкость, и нуждаются в постоянной зарядке с помощью зарядного устройства, или приобретения новых исправных аккумуляторов.
У меня возникла такая же ситуация, но приобретение одного аккумулятора ситуацию не исправило. И вот я решил отремонтировать старые аккумуляторы моего старенького, но весьма работоспособного шуруповёрта.
Ремонт шуруповёрта, а точнее ремонт аккумуляторов шуруповёрта не занял у меня много времени. Так что давайте вместе попробуем отремонтировать батареи или хотя бы если это возможно, собрать из двух одну работоспособную батарею.
Для начала я полностью зарядил оба аккумулятора с помощью зарядного устройства и померял напряжение на батареях. Как видите мультиметр показывает 14.53В и 16.97В, это при номинальном напряжении батареи шуруповёрта 18В, и это без нагрузки. Понятно, что при включении шуруповёрта, а ещё и завинчивании шурупа, напряжение упадёт ещё больше, и наш шуруповёрт не будет иметь былой мощности.
Для начала откручиваем 4 шурупа по периметру корпуса батареи. Осторожно, что бы ничего не сломать, разделяем корпус аккумулятора на две части и извлекаем внутренности аккумуляторной батареи шуруповёрта. Как видим, сама батарея состоит из блока с 15 последовательно соединённых маленьких аккумуляторных батарей с номинальным напряжением 1.2В каждая. Еще из школьных времен мы знаем, что последовательное соединение источников напряжения увеличивает общее напряжение. Умножив 1.2ВХ15шт=18В, получаем наши 18В, которые заявлены производителем, как номинальное напряжение, на корпусе аккумулятора шуруповёрта.
Для удобства работы и проведения измерений с помощью мультиметра, разложим нашу аккумуляторную батарею в цепочку.
Приступим к измерениям. Нам надо измерить напряжение тестером на каждой аккумуляторной батарее, которая входит в состав аккумулятора шуруповёрта. Как видите из фото, уже первая аккумуляторная батарея показывает нам 0.3В, это после полной зарядки. Вторая показывает 1.263В, это уже радует, так как она исправна. Далее измеряем напряжение на каждом элементе аккумулятора. Неисправные сразу маркируем, что бы в дальнейшем не попутать с исправными. В результате я определил шесть неисправных аккумуляторных батарей из пятнадцати.

Я принимаю решение, удалить два неисправных элемента второй батареи и заменить их исправными из первой батареи, выбрав те на которых мультиметр показывает напряжение повыше.
Как это сделать, думаю Вы поймёте из фото, отрезаем неисправные и на их место с помощью паяльника впаиваем рабочие элементы из другой аккумуляторной батареи. Важно! Не перепутать полярность, с какой будем припаивать исправные аккумуляторные элементы, не забываем, что они у нас подключены последовательно, соответственно паять нужно отрицательный вывод к положительному.Далее, в обратном порядке, собираем аккумуляторную батарею в корпус, следя за тем, что бы не закоротить элементы, которые находятся сверху, с нижними.
Измеряем напряжение на выходе отремонтированной и собранной аккумуляторной батарее и видим, что мультиметр показывает 19.52 вольт.

Вот мы и провели несложный ремонт своим руками аккумуляторной батареи шуруповёрта. Вставляем аккумулятор в шуруповёрт и чувствуем, что он обрёл былую мощь и силу.
yaelektrik.blogspot.ru