Для чего нужен гитарный компрессор. Гитарный компрессор


Гитарный компрессор. Как работает и как применяется

&nbsp &nbsp &nbsp Автор: Павел Рыбаченко&nbsp &nbsp &nbsp Дата публикации: 21 декабря 2015 г.

Я много раз сталкивался с тем, что, приобретая эту педаль гитаристы в последствии отказывались от её применения. Объясняя это тем, что они так и не смогли понять, как правильно ею пользоваться. В этой статье я постараюсь рассказать, зачем нужен компрессор и в каких конкретно случаях его необходимо применять.

Гитарный компрессор

Начну с того, что вообще такое компрессор. Слово компрессор означает выравниватель. В нашем случае компрессор делает тихие ноты громкими, а громкие ноты тихими, тем самым уравнивая их по амплитуде между собой.

В этой статье я сознательно не буду подробно останавливаться на детальном разборе работы компрессора, поскольку в этом нет особой необходимости. Для нас важно запомнить главное его свойство – компрессор уравнивает громкость извлекаемых нот.

Чем же поможет компрессор при игре на гитаре? При помощи компрессора можно значительно упростить извлечение искусственных (медиаторных) флажолетов.

Трели, теппинг, легато – всё это легче исполнять при включенном гитарном компрессоре. Звук получается более ровным, ноты не проваливаются.

Можно добавить «злости» эффекту дисторшн, не выкручивая ручку «Gain» до упора. Это хорошо работает в случае с ритм-гитарами в тяжелых стилях.

Так в каком случае давить ногой на кнопку включения компрессора?

Если ваше соло медленное и исполняется в основном переменным штрихом, то скорей всего компрессор вам не понадобится. Другое дело, скоростное соло, изобилующее трелями и флажолетами. Вот здесь компрессор будет очень кстати. Для ритм-гитаристов достаточно один раз включить компрессор и больше не выключать.

Подключение

Компрессор включается в цепочку эффектов либо первым, либо после вау-педали, если вы ею пользуетесь. Квакушка в этом случае должна быть первой в цепи. Никогда не включайте компрессор после эффекта перегруза или в разрыв петли эффектов на комбоусилителе. Рискуете получить чрезмерно зашумленный звук.

Настройка компрессора

Большинство выпускаемых гитарных компрессоров имеют три ручки управления: «Level», «Attack» и «Sustain». Встречаются также модели в которых отсутствует регулятор «Attack» и присутствуют только «Level» и «Sustain». Есть модели, в которых доступен полный набор ручек управления, характерных для классического компрессора.

Рассмотрим пример настройки компрессора с тремя ручками управления.

Для начала включим его в цепь эффектов, как описывалось ранее и выкрутим все регуляторы в нулевое положение.

Теперь при выключенном компрессоре сыграйте любой музыкальный фрагмент и запомните звучание.

Включите компрессор и сыграйте еще раз этот же фрагмент. Звук станет заметно тише и невнятней. В этом нет ничего удивительного: компрессор, как ему положено, сделал громкие звуки тихими.

Выставляем регуляторы «Attack» и «Sustain» в среднее положение. Теперь настала очередь регулятора «Level» иногда его еще называют «Gain».

Вообще, это регулятор компенсационного усиления, который теперь должен компенсировать потерю громкости при работе гитарного компрессора. Вращая эту ручку, нужно добиться, чтобы уровень громкости был одинаковым как при включенном, так и при выключенном компрессоре.

Главное следить, чтобы при включенном компрессоре звук не был громче, чем при выключенном. В противном случае рискуете получить дисбаланс громкости.

Регулятор «Attack» управляет скоростью реакции компрессора на поступающий сигнал. Если выкрутить эту ручку в крайнее левое положение «Min», компрессор начнет работать в тот же момент, когда на его вход поступит сигнал. Если же выкрутить в крайнее правое положение «Max», схема начнет работать не сразу, а через некоторое время. Обычно шкала этих регуляторов проградуирована либо в значениях «Min» - «Max», либо «Fast» - «Slow».

Строго говоря, если компрессор будет моментально реагировать на поступающий сигнал, динамика всего пассажа будет одинаковой, то есть её не будет вовсе, все ноты будут одинаковой громкости. Что приведет к несколько монотонному звучанию и со временем начнет утомлять слушателя.

Регулятором «Attack» необходимо добиться оптимального времени срабатывания компрессора. В 90% случаев этот регулятор можно установить в среднее положение.

Ручка «Sustain» или в некоторых педалях «Compression» отвечает за время, которое компрессор будет удерживать сигнал на заданном уровне. По сути это время звучания струны. Как правило, этот регулятор выкручивается в максимальное положение.

Выбор компрессора

Важно понимать, что компрессор, как и любая другая педаль, имеет своё характерное звучание. Даже среди одной линейки компрессоров трудно найти два абсолютно одинаковых. Поэтому при покупке компрессор необходимо слушать, причем именно со своей гитарой. Производитель, как правило, не утруждает себя градуировкой ручек регулировки в миллисекундах и децибелах, плюс ко всему из стандартных четырех регуляторов компрессора могут присутствовать только два или даже один. В результате этого вы лишаетесь возможности точно регулировать параметры компрессии. Все это говорит о том, что предсказать поведение компрессора в связке именно с собственной гитарой невозможно.

Поэтому, отправляясь в магазин, берем с собой гитару и выбираем себе незаменимого помощника – гитарный компрессор.

guitar.ru

Николай Соколов / Для чего нужен гитарный компрессор

Попробуем разобраться для чего нам нужен гитарный компрессор ?

Гитарный компрессорЗачастую результат обработки звука компрессором едва различим на слух – особенно для начинающих. Основная трудность заключается в количестве изменяемых параметров компрессора: их не так мало, как может показаться на первый взгляд и, к тому же, изменение каждого из них не всегда приводит к очевидным слышимым результатам.

Рядового звукорежиссёра может просто-напросто сбить с толку потрясающее разнообразие видов и моделей компрессоров – аналоговых и цифровых, аппаратных и программных, транзисторных и ламповых и т.д. и т.п.

Эта педаль приглушает уровень громкого сигнала и уплотняет тихий сигнал, достигая продолжительного звучания (сустейна) без ухудшения качества звука. Поэтому педаль ещё называют сустейнер.Педаль может  заставить среднего уровня гитару звучать более напористо и "дороже"  Многим это понравится.Компрессор сужает диапазон звуковой картины - громкие звуки делаются тише, а тихие громче. Компрессоры бывают необходимы как на сцене при выступлении, так и в студии, при записи.Например, одним нажатием можно заставить гитару звучать погромче и немного более выразительно при игре соло.

Как вы понимаете, например, на легком перегрузе сустейн гитары не так велик. Струна гаснет очень быстро, но это зависит и от гитары, конечно) На гитаре типа Les Paul сустейн будет больше, потому что она сделана из тяжёлого красного дерева и там нет машинки тремоло). Для того, чтобы нота тянулась требуется увеличивать уровень перегруза, а компрессор позволяет играть длинные певучие ноты даже на чистом звуке.

Также компрессор пригодится для ритм-партий к примеру фанковых или блюзовых.  Все ноты звучат на одном уровне, гитарная партия в миксе чётко выделяется.  Всё укладывается в нормальную громкость, нет провалов сигнала и звучит всё отчётливо.Постоянно включенный глубокий компрессор утомляет, так как лишает инструмент основного музыкального элемента – динамических оттенков. Пользоваться им надо редко, но метко.Так что если научиться пользоваться компрессором - можно разнообразить свой звук и открыть для себя новые воможности своего инструмента

С таким количеством возможных вариантов неудивительно, что компрессоры и компрессирование до сих пор остаются загадкой для многих пользователей. Однако все основные направления популярной современной музыки, за исключением классики и некоторых джазовых течений, напрямую связаны с компрессией и поэтому если вы решили добиться определённых успехов в записи и микшировании, освоение навыков работы с компрессией сигнала для вас просто необходимо.

Компрессоры бывают ручные и автоматические. В «ручных» все динамические параметры задаются пользователем, что обеспечивает очень большую свободу в выборе, для получения необходимых художественных результатов. Компрессором можно изменить исходное звучание до полной неузнаваемости. «Ручной» компрессор как раз и служит именно для специального изменения характера исходного звучания. Пользователю для работы с ними необходима достаточно высокая квалификация, так как вместо улучшения звука, его можно непоправимо испортить (что, к сожалению, часто и происходит…).Перекомпрессированный сигнал исправить в дальнейшем невозможно! Иногда совершенно нежелательно, чтобы подобные, непреднамеренные нюансы, как дыхание и прочие скрипы засоряли вашу запись, поэтому, прежде чем компрессировать сигнал, стоит лишний раз убедиться в необходимости этого процесса. В конце концов, результат компрессии всегда должен звучать лучше, нежели оригинал.

Как правило, большинство автоматизированных компрессоров не изменяют динамические параметры звука сколько-нибудь существенным образом, а только выравнивают исходное звучание, делают его более плотным и насыщенным.

Компрессировать можно и результат записи постфактум, но гораздо уместнее использовать компрессор непосредственно во время записи, и у этого есть свои плюсы. Во-первых, скомпрессированный сигнал нагляднее может продемонстрировать ваши ошибки, что особенно важно при игре на инструменте с широким динамическим диапазоном. Во-вторых, если вы обуздаете «скачущий» уровень уже во время записи, это избавит от подобных проблем при сведении, сэкономит время, силы, не говоря уже об аппарате, и позволит полностью сконцентрироваться на получении качественного микса.

Художественное (творческое) использование компрессора

Кроме сглаживания «неровностей» записи, повышения цифрового разрешения и отношения сигнал/шум, у компрессора есть несколько сугубо «творческих» областей применения. Компрессор может добавить злобную, острую атаку тускло звучащему малому барабану, заставить среднего уровня гитару звучать дороже и более напористо, придать голосу нехарактерную ему жёсткость, или же и вовсе «раскачать» финальный микс так, чтобы он зазвучал наподобие извержения вулкана.

В зависимости от настроек, компрессор может подавлять как мгновенные «всплески» — короткие, максимальные по громкости части сигнала — так и сигналы среднего уровня длительности, а иногда и те, и другие. Примерами мгновенных пиков могут послужить звук удара барабанной палочки по поверхности пластика или же щелчок, возникающий при ударе по струнам гитары. Звуками средней протяжённости считаются звон малого барабана и звучание гитарной струны (sustain). У некоторых инструментов, таких как wood block, очень короткое время звучания. Другие же, например орган или голос, создают относительно протяжённое звучание, максимальное значение которого лежит чуть выше среднего уровня.

Обычно разным инструментам требуется своя индивидуальная глубина компрессии. Например, мелодичному вокалу вполне будет достаточно глубины компрессии 2:1; с таким значением и с соответствующим пороговым уровнем компрессор отлично справится со своей задачей – он уплотнит звучание, сделает тихие фразы более отчётливыми и не допустит искажений при повышении динамики голоса. Если же вы записываете бас-гитару, где техника игры может варьироваться между игрой пальцами, и агрессивным «slap», то, из-за весьма широкого динамического диапазона, вам, скорее всего, придётся установить глубину компрессии приблизительно 10:1.

Если вам нужно заглушить щелчки, возникающие при ударе по струнам и оставить основное звучание гитары нетронутым, достаточно установить малые значения времени атаки и восстановления, чтобы компрессор «побыстрее» справлялся со своей работой. Если же вы вообразили себя Давидом Гилмором и хотите, чтобы звук вашей гитары длился «вечно», примерно похожий эффект удастся достичь, установив умеренную атаку и достаточно большое время восстановления. При двухсекундном восстановлении компрессор достаточно медленно возвращает сигнал «на круги своя», к начальному уровню усиления, что на порядок снижает затухание и делает громче хвосты звука.

Чтобы использовать компресор как диэссор, для начала нужно послать сигнал на эквалайзер и с эквалайзера, соответственно. Затем, поднимите на эквалайзере высокие частоты, приберите низы и середину – теперь детектор компрессора определит вокал как чрезмерно высокий. Как только появится свист, чувствительный элемент детектора «воспримет» его громче, чем он есть на самом деле, и компрессор стремительно снизит уровень сигнала. При времени атаки порядка 50 мкс и времени восстановления между 50 и 60 мс, компрессор должен мгновенно погасить шипящие звуки, при этом оставив незатронутым основной голос.

Также можно использовать вход управляющей цепи (side chain) для того, чтобы управлять сигналом с помощью голоса или какого-либо другого инструмента. Классический пример – «ныряние». В этом примере ведущий с помощью своего голоса управляет уровнем громкости музыки или другого источника звука. Для этого достаточно пустить на оба канала двухканального компрессора музыку (или гитару), а на вход управляющей цепи того же компрессора (side chain) послать голос. Затем, необходимо достаточно «низко» опустить порог компрессии, чтобы при любой громкости голос мог превысить уровень музыки. Когда ведущий заговорит, детектор «услышит» его голос и даст указание компрессору немного «прибрать» уровень музыки. Вы также можете использовать подобного рода приём, если вы хотите, чтобы при вступлении вокала немного утихала гитарная партия, точно таким же образом пустив дубль вокального трека на вход управляющей цепи гитарного компрессора

Самый яркий пример действия компрессора дома

– это «ночной режим» воспроизведения домашнего кинотеатра (чтоб не будить соседей). Когда громкие звуки делаются тише, а тихие громче.Компрессоры бывают необходимы как на сцене, вживую, так и в студии, при записи.Самый яркий пример действия компрессора на концерте – это одинаковый уровень громкости микрофона певца, когда он в куплете тихо-тихо поёт, практически шепчет, а потом в припеве сразу как заорёт в микрофон…. А на выходе как был отчётливо слышен весь его шёпот, так и ор тоже уложился в нормальную громкость. Это как раз и есть действие компрессора в реальном времени. Очень часто во время концерта вокалист, активно двигаясь по сцене, непроизвольно меняет расстояние между ртом и микрофоном, что в условиях без компрессора создаёт «провалы» в уровне сигнала — в этих случаях компрессор просто незаменим.

В студиях компрессоры решают две проблемы.

Первая проблема касается цифровой сути студий: при уровне исходного сигнала в -90 dB записать его и оцифровать — крайне проблематично. В первую очередь потому, что в цифровых трактах качество сигнала сильно ухудшается при уменьшении его амплитуды. Короче, чтобы не грузить вас тестами и цифрами из элементарной физики (как это делал известный звукореж в начале статьи), я просто скажу, что сигнал с уровнем -60 дБ передается фактически всего лишь шестью разрядами цифрового кода, т.е. хуже некуда. При этом говорить о сколько-нибудь приличном звучании, естественно, уже не приходится.

Если же записывать этот сигнал на аналоговом оборудовании, то тут вылазит вторая большая группа проблем: это мешающие сигналы. Шумы в паузе, наводки, пролезающие в микрофоны посторонние сигналы, фоны и шипения от гитарных приставок и т.п. Во всех этих случаях возникает необходимость в автоматическом управлении уровнями сигналов, то есть в применении устройств динамической обработки сигналов. В данном случае гейтов и компрессоров.

Основные параметры

Пороговый уровень (Threshold)

— определяет значение, при превышении которого компрессор срабатывает и начинает ослаблять сигнал. Выражается в децибелах.

Threshold

К выбору порогового значения компрессора нужно подходить весьма осторожно: если уровень порога срабатывания слишком высок, сигнал не подвергнется никакой обработке. Если же наоборот, пороговый уровень слишком мал, то скомпрессируется весь сигнал и вы просто-напросто его заглушите.

Соотношение (Ratio)

— Определяет интенсивность ослабления сигнала, выражается в формате «х:1?. Проще говоря, с помощью этого регулятора можно установить, насколько будет скомпрессирован сигнал, который перешёл границу порога срабатывания компрессора. Например, если установлено соотношение «2:1?, то при превышении порога на 10 дБ компрессор ослабляет этот уровень в два раза, т.е. на его выходе сигнал будет ослаблен на 5 дБ. Остальные 5 дБ вам покажет индикатор ослабления усиления (gain reduction meter), если он имеется. Если установлено соотношение «бесконечность:1?, компрессор уже называется «лимитером» (от англ. «limit» — ограничивать), т.к. в данном случае на выходе компрессора уровень сигнала в любом случае не превышает пороговый.

Время атаки (Attack)

— это время, которое проходит между превышением порогового значения и моментом срабатывания компрессора. Выражается в миллисекундах.

Attack

Большое время атаки позволяет компрессировать сигнал, не затрагивая быстрых, переходных сигналов, в то время как малое время атаки позволяет «поймать» мгновенные ноты и пропустить звуки средней длительности, однако ослабляет при этом высокие частоты записи. В основном, время атаки определяется музыкантом на слух.

Время спада (Release)

— это время, в течение которого компрессор возвращает сигнал на прежний уровень после «обратного» преодоления им порогового значения Threshold. Также выражается в миллисекундах.

Release

Чаще всего, чем больше время восстановления, тем натуральнее (ровнее) звучит инструмент.Для удобства многие компрессоры оснащаются тремя индикаторами уровня: уровень входа, выхода, а также индикатором ослабления сигнала. Все они позволяют наглядно наблюдать работу компрессора.Также практически все компрессоры на выходе имеют усилительный каскад, который позволяет компенсировать ослабление сигнала и получить на выходе «плотный» звук достаточного уровня.

Восстановление сигнала (make-up gain)

— это мини-левеллер, поднимающий окончательный результат компрессии до необходимого уровня. Обычный усилительный каскад между входным и выходным сигналами, что значительно упрощает сравнение двух сигналов с помощью переключения компрессора в режим bypass (обход), и обеспечивает требуемый уровень сигнала при записи и сведении.

Дополнительные параметры компрессоров

Одной из самых полезных функций компрессора является режим «bypass»

— это когда сигнал со входа поступает непосредственно сразу на выход, минуя при этом все усилительные элементы. Переключение режима bypass позволяет сравнить обработанный и «чистый» сигналы. Чем громче звук, тем более плотным и объёмным он кажется, поэтому после того, как вы сбалансировали входной и выходной уровни сигнала, переключаясь в режим bypass и обратно, вы можете судить о соответствии ваших настроек задуманному вами эффекту.

Многие компрессоры также включают в себя регулятор входного уровня сигнала в виде переключателя между бытовым (-10dB) и профессиональным (+4dB) уровнем (например, в популярном компрессоре Alesis 3630 compressor)

 Knee

– тип компрессии. Напрямую связан с пороговым значением компрессора. Knee определяет, насколько быстро и мягко компрессор будет переходить из состояния «бездействия» в режим компрессии после того, как сигнал перейдёт границу порогового значения. Чаще всего, характеристика компрессии в приборе имеет либо «мягкий» (soft knee), либо «крутой» (hard knee).При жёсткой характеристике (hard knee) сигнал подвергается максимальной компрессии сразу после того, как он минует границу порога. Такой режим пригоден для «лимитирования» пиков, поэтому при «крутом» изломе звучание может быть резким и обрывистым, особенно при высоком уровне компрессии.При мягкой характеристике (soft knee) компрессор заранее начинает компрессировать сигнал по мере того, как его уровень приближается к указанному пороговому значению, и постепенно увеличивает глубину компрессии до тех пор, пока сигнал не достигнет порога — в этой точке глубина компрессии будет соответствовать установленному значению. «Мягкая» компрессия в силу своей плавности делает получившийся звук более прозрачным (менее заметным) и является предпочтительной для большинства инструментов, а также для вокалистов.

RMS/peak

— режим , который определяет общий характер компрессии: либо компрессируется средне-арифметическое значение уровня сигнала в целом (RMS) либо только пиковые значения сигнала. В последнем случае компрессор не будет обрабатывать большинство данных в сигнале, будет реагировать только на пиковые всплески. Если же поступаемый сигнал неравномерный, можно включить режим RMS для вычисления компрессором среднего значения и работы уже с ним.

Auto mode

— автоматический режим, который в состоянии решить за вас некоторые проблемы. В авто режиме входной детектор компрессора анализирует поступающий на вход сигнал, и, в соответствии с полученными данными, корректирует время атаки и восстановления. Например, если гитарист начинает играть «жёстче», прибор автоматически снижает время атаки, позволяя тем самым «поймать» увеличившиеся пиковые значения. С другой стороны, если компрессор «чувствует» увеличение средних уровней, он повышает время восстановления сигнала, чтобы избежать всплесков при возвращении уровня сигнала к исходному значению.

Преимущества и недостатки

Преимущество автоматического режима в том, что он освобождает вас от утомительных настроек времени атаки и восстановления при компрессировании треков с широким динамическим диапазоном. Кроме того, с помощью этого режима вы сможете на порядок быстрее осуществить все необходимые настройки компрессора, если, допустим, вас поджимает время.Недостатком автоматического режима является то, что при его использовании вы теряете контроль над звучанием. Ведь может оказаться так, что для вас самый смак жёсткой игры заключается именно в этих пиках, которые так «беспощадно» душит компрессор в авто режиме. Поэтому не всегда этот режим бывает к месту.

nnsokolov.ru

Гитарные компрессоры, их влияние на звук гитары

compressor-dly-gitari

Продолжаем знакомство с гитарными примочками. Сегодня будем беседовать о компрессорах для гитары. Чтобы конструктивно говорить о компрессорах, их свойствах и настройках нужно разобраться с динамикой игры. Динамика очень ярко представлена в классической музыке для выражения различных эмоциональных нюансов произведения. В нотных партитурах музыкантов есть множество чётких указаний о динамике. При игре на гитаре на чистом звуке также часто нужно показать динамические оттенки. Где-то сыграть тихо, где-то громче и с напором. Но данные возможности хорошего и правильного исполнения могут показывать только высококлассные, профессиональные музыканты.

Динамика игры на гитаре

При игре на перегрузе чаще всего требуется чёткая и ровная динамика, чтобы не было провалов. Рифы должны быть тяжёлыми и плотными, а сольные партии пронзительными и чёткими. И вот здесь мы плавно переходим к компрессору для гитары. В целом его действие можно охарактеризовать следующим образом: звук гитары становится более ровным в плане амплитуды (динамики игры) и хорошо выделяется в звуковом миксе, громкие звуки делаются тише, а тихие наоборот громче. Получается, что звук гитары укладывается в определённый диапазон, в музыкальных партиях нет провалов и всё звучит достаточно чётко.

Если вам интересна электроника, то ниже представлена одна из схем гитарного компрессора.

Схема гитарного компрессора

гитарный компрессор схема

Компрессор добавляет сустейна в звучании гитары. Сустейн — это длительность звучания ноты.Но есть во всём этом и свои минусы. Если постоянно использовать гитарный компрессор, то звучание будет «плоским», «сухим», без эмоции. Поэтому компрессор нужно использовать с умом и достаточно избирательно. При записи в студии не стоит использовать компрессор в своей цепи эффектов. Его к записи в нужных местах применит звукорежиссёр, потому что изначально скомпрессированный звук будет безнадёжно испорчен в виду его невозможной дальнейшей полноценной обработки.Многие известные фирмы гитарного оборудования изготавливают компрессоры в виде напольных педалей. Иногда некоторые музыканты называют их педалями сустейна. Наиболее популярные из них:

Boss CS-3

boss-cs3

Dunlop M 132

Dunlop M132

Vox Cooltron Snake Charmer Compressor

Vox Cooltron Snake Charmer Compressor

Dunlop M102

Dunlop M102

Dunlop CSP202

MXR Dunlop CSP202

Electro-Harmonix Soul Preacher

Electro-Harmonix Soul Preacher

Electro-Harmonix Black Finger

Electro-Harmonix Black Finger

Теперь рассмотрим основные параметры компрессоров для гитары.

Threshold (порог) – порог применения компрессии для сигнала. Часть сигнала, находящаяся выше этого уровня будет подвергаться обработке. Всё что ниже порога – останется неизменным.Ratio (отношение) – это отношение входного сигнала к выходному. Определяет уменьшение динамического диапозона. Соотношение 4:1 означает, что при изменении входного сигнала на 4 дБ, на выходе сигнал будет отличаться на 1 дБ.Attack (Время атаки, атака) – это время, через которое происходит компрессия сигнала. Измеряется в миллисекундах.

Тест гитарной педали компрессор Dunlop M102

finger-style.ru — там Вас научат играть на гитаре!

Советуем также прочитать:

на Ваш сайт.

guitarprofi.ru

Гитарный компрессор звука / studio / Jablog.Ru

Превью топика Всем привет! Сегодня поговорим про различные виды звуковых компрессоров. Компрессоры – это недопонятые и не правильно используемые эффекты. Надеюсь, эта статья просветит тех, кто не до конца уверен, что знает, что такое компрессор звука и с чем его едят. Начнем с того, с терминологии, отличительных черт и покажем что же это такое. А затем, пройдемся по основным видам компрессоров.
Что такое компрессор звука?
Если на пальцах, то звуковой компрессор – это специальный усилитель, который уменьшает разницу между самой громкой (пиком) и самой тихой частью аудио-сигнала. Отношение пика сигнала к его среднему уровню (разница в громкости пиковым и среднем уровнем сигнала), называется динамическим диапазоном. [Тут, Энди немного не прав, насколько мне известно, из курса физики динамический диапазон – это логарифм отношения максимального и минимального (а не среднего) значения сигнала. Прим. CraSS.] Компрессор уменьшает динамический диапазон. Например, динамический диапазон гитары составляет примерно 20 дБ. Компрессор дает возможность сделать тихие ноты громче, а громкие – тише и на выходе получить более ровно звучащий сигнал. Так же его можно использовать, чтобы поднять общую громкость сигнала. Компрессирование аудио-сигнала широко используется в теле и радиовещании – динамический диапазон записей уменьшается, а громкость повышается. Это помогает музыке не затерять в шумном месте, например, в салоне движущегося автомобиля.

Теперь, когда у нас есть общее понимание того, что есть компрессор применительно к аудио, давайте поговорим об основной терминологии, ассоциирующейся с этим словом.

Ratio (отношение):Ratio. Отношение (уровень) компрессии Этот параметр определяет на сколько будет уменьшен динамический диапазон сигнала. Например, отношение 4:1 означает, что если сигнал превышает порог на 4 дБ, то выходной сигнал будет всего на 1 дБ выше порога, т. о. уровень сигнала будет уменьшен на 3 дБ:

Порог = -10дБ Входной сигнал = -6 дБ (на 4 дБ выше порога) Выходной сигнал = -9 дБ (на 1 дБ выше порога). Отношения 4:1, 8:1, 12:1 и 20:1 довольно распространены, отношение больше 8:1 – это примерно та грань, при которой компрессор становится лимитером.

Threshold (порог): Этот параметр определяет порог, при превышении которого компрессор звука «открывается», т.е. начинает работать. Другими словами, если вы выставите определенное значение порога в дБ, то компрессор начнет работать только при превышении входным сигналом этого уровня. Любая часть сигнала ниже уровня порога не будет обработана, тогда как любая часть выше уровня будет компрессована с выбранным отношением (ratio).

Knee (излом):Knee. Излом кривой компрессора. Излом кривой компрессора, определяет то, как сигнал будет обрабатываться, после превышения порога. «Жесткий излом» или «жесткая компрессия» (hard knee) – это быстрый переход от необработанного к обработанному сигналу. Нет никакого переходного периода, мгновенная компрессия при превышении порога сигналом. «Мягкий излом» или «мягкая компрессия» предполагает более плавный переход от необработанного сигнала к обработанному.

Attack Time (Время атаки, атака): Этот параметр определяет время, нужное компрессору, чтобы скомпрессовать сигнал до определенного уровня, после превышения им (сигналом) порога. Этот уровень устанавливает производитель (обычно 10 дБ). Измеряется в миллисекундах, типичные значения лежат в границах от 1мс до 100мс. Например, если постоянная времени компрессора привязана к 10 дБ и выставлено значение времени атаки в 1мс, то это означает, что потребуется 1 мс, чтобы увеличить уровень сигнала на 10 дБ, и 2мс, чтобы достичь 20дБ. Все это определяет «яркость» звучания. При использовании «быстрой атаке», время достижения сигналом нужного уровня мало, что может дать «тусклое» звучание, особенно с перкуссионными звуками.Компрессия. Время атаки и время затухания

Release Time (Время затухания, затухание): Этот параметр определяет время, которое нужно компрессору, чтобы усилить сигнал до определенного уровня, после его (сигнала) падения ниже порога. Типичные значения лежат в границах от 5мс и свыше 5с. Время затухания оказывает заметное влияние на звук. Очень короткое время затухания может привести к искажению низкий частот. Длинное же время затухания может привести к неожиданному не нужному резкому понижению уровня сигнала или «дыханию» — медленному возвращение к общему уровню с заметным возрастанием шумов.

Компрессия и сустейн

В гитарном мире, компрессор зачастую используется, как сустейнер. Существует общее заблуждение, что сустейн – это именно то, для чего предназначен компрессор, однако же, сустейн – это всего лишь после-эффект компрессии. Работа компрессора заключается в том, чтобы поддерживать выходной уровень сигнала более-менее на одном уровне, при падении [или увеличении прим. CraSS] входного уровня. Именно это вызывает увеличение сустейна.

[Почему-то в следующем абзаце Энди говорит про компрессор, только как про лимитер, т.е. как про устройство, которое только компрессует сигнал сверху, но не вытягивает тихие ноты. Хотя, в общем, это не так. Наверно потому, что гитарные компрессоры (т.е. в виде педалей), почти все, по сути своей лимитеры. В этом смысле, все встает на свои места. Прим. CraSS]

Прежде чем рассматривать виды компрессоров для гитары, я сделаю еще одно общее замечание. Компрессор уменьшает разрыв между самой тихой и самой громкой нотой. Это достигается уменьшением громкости самой громкой ноты. Настраивая громкость усилителя, мы в уме делаем примерно тоже самое, т.е. уменьшаем громкость самой громкой ноты.

Если самая громкая нота компрессирована к среднему уровню, то, чтобы вернуть, общую громкость на прежний уровень, нужно немного усилить сигнал. Обычно это делают, с помощью регулировки Volume или Output на педали. Уменьшив громкость громких нот, в общем сигнале, поступающем на вход усилителя, будет казаться, что тихие ноты усилились. Это означает, что шумы в сигнале в конечном итоге усилятся вместе с сигналом на выходе компрессора. На самом деле усиления тихих нот не было, просто уровни громких и тихих ноты стали близки друг к другу, также стали близки и шумы.[Говоря языком радиоэлектроники мы просто уменьшили отношение сигнал/шум. Прим. CraSS]

Этого абсолютно не понимают люди, не имевшие опыта общения с компрессорами. И это особенность самого компрессора, а они принимают ее за шум смого прибора. В общем, если компрессор «фонит», то это значит, что шум возникает в цепи до компрессора, т.е. до того, как сигнал был скомпрессирован. По опыту могу сказать, что фон обычно вызывают овердрайвы, фуззф, плохая экранировка и проводка гитары или провода.

Виды компрессоров для гитары
Существуют пять основных типов компрессоров, основанных на различных электрических схемах, используемых для уменьшения уровня сигнала.
Оптический компрессор
В таких устройствах используется опторазвязка, сделанная из лампочки или светодиода и фотоэлемента. Источник света горит ярче или тусклее, в зависимости от уровня входного сигнала. Фотоэлемент считывает различные показания яркости и в соответствии с ними меняет уровень усиления. Время реакции оптических компрессоров больше, чем у других тиров, но я нахожу их очень натурально звучащими с мягкой атакой и затуханием, которые почти не заметны пока не подашь сигнал погромче. Diamond Compressor и EHX White Finger – это два примера оптических гитарных компрессоров.

Diamond Compressor EHX White Finger Компрессоры для гитары: Diamond Compressor и EHX White Finger

VCA. Voltage Controlled Amplifie (Усилитель, управляемый напряжением)
Этот тип компрессоров, наверно, самый распространенный. Они очень гибкие им и могут отвечать самым жестким требованиям и условиям. В VCA-компрессорах используются микросхемы, которые позволяют регулировать ослабление сигнала очень точно. Такие компрессоры меньше всего окрашивают звук и имеют малые собственные шумы, что делает из самыми популярными компрессорами на рынке. Полагаю, что компрессоры Ross и Dyna-Comp попадают в эту категорию. (Если я не прав, то поправьте меня).

Ross Compressor MXR Dyna CompГитарные компрессоры: Ross и MXR Dyna Comp

Компрессор на полевых транзисторах
В этих приборах для изменения усиления применяются полевики. Компрессоры на полевиках используют транзисторы, чтобы эмулировать лампы с большей достоверностью. Они дают уникальный звук: чистый и быстрый. На самом деле таких компрессоров не много из-за необходимости использования дополнительных цепей.
Ламповые компрессоры
Ламповые компрессоры, на самом деле никакие не ламповые. В том смысле, что лампы в них используются не для компрессии, а просто для того, чтобы получить «теплый ламповый звук». Сам компрессор может быть основан на одной из вышеперечисленных схем. Electro-Harmonix Black Finger и это оптический ламповый компрессор.

Electro-Harmonix Black FingerГитарный компрессор Electro-Harmonix Black Finger

Многополосный компрессор
Не смотря на то, что такие компрессоры, обычно, не ассоциируются с компрессорами для гитары в виде педали, но о них стоит упомянуть. Многополосные компрессоры – это устройства, которые компрессуют сигнал по-разному на разных частотах. Они позволяют по-разному компрессовать высокие или низкие частоты. Преимущества таких компрессоров в том, что можно избежать артефактов компрессии просто уменьшая или увеличивая компрессию сигнала для разных диапазонов частот. На входе прибора, сигнал разделяется по частот несколькими фильтрами, затем для каждой полосы используется свой компрессор, а потом на выходе все смешивается назад. Такие компрессоры можно встретить в программах для мастеринга и плагинах DAW.

Многополосный компрессорМногополосный компрессор

Параллельный компрессор
Параллельная компрессия становится все более популярной в гитарной индустрии в последние несколько лет. Параллельный гитарный компрессор позволяет подавать на выход компрессора обработанный и необработанный сигнал и смешивать их в разной пропорции. (ручка Blend). Это позволяет пользователю настроить нужный баланс между компрессованный и «сухим» сигналом, тем самым, позволяя избежать ненужных артефактов компрессии. Это свойство отлично подходит, когда гитарист хочет увеличить сустейн. Для увеличения сустейна уровень компрессии сам по себе должен быть довольно высок, поэтому зачастую возникает артефакт в виде «смазывание» атаки. Это когда начало звучание ноты по уровню получается ниже, чем последующий сустейн. Смешиванием «сухого» и обработанного сигнала можно добиться того, что будет слышна и атака ноты и последующий сустейн. Barber Tone Press – это довольно популярный параллельный компрессор.

Компрессор Barber Tone PressГитарный компрессор Barber Tone Press

Ну, вот как-то так. О компрессии в двух словах. Для тех из вас, для кого компрессия темным пятном, мы надеемся, что эта статья пролила немного туда немного света. Компрессия – это не «волшебный порошок» и для гитарных дел она может серьезно испортить звук, если не используется правильно. Когда же она используется правильно, то может добавить нюансы, которые более ощущаются, а не слышатся. Одно основное правило, связанное с компрессией аудио-сигнала, котором часто пользуются парни в студиях: Если вы слышите компрессию, значит ее слишком много.

Спасибо, что читали, парни! Увидимся.

Оригинальная статья от Энди из ProGuitarShop.com. Перевод + дополнения из вики: CraSS

UPD: Показательное видео для тех, кто знает английский. Для тех кто не знает, все понятно за первые пять минут. =) Дальше идет примерно тоже о чем написано в статье.

jablog.ru

Обзор гитарной педали компрессор Marshall ED-1 Compressor

Обзор гитарной педали компрессор Marshall ED-1 Compressor

Marshall ED-1 Compressor представляет собой гитарную педаль, эффект - компрессор/сустейнер. Компрессор является одним из самых востребованных эффектов для гитариста. Этот эффект позволяет увеличить или срезать атаку звука, увеличить динамику, а также существенно продлить звучание отдельно взятых нот. Электроника педали имеет полностью аналоговую схему, стальной корпус и стальные элементы управления. Все это гарантирует продолжительную эксплуатацию педали даже в самых экстремальных условиях туровой и гастрольной деятельности. Размеры педали составляют 120 x 65 x 55 мм, вес - 510 гр.

Органы управления педали - EMPHASIS CONTROL, VOLUME CONTROL, ATTACK CONTROL, COMPRESSION CONTROL, питание - 9В, коммутация - INPUT/OUTPUT 1/4 Jack.

Производитель, компания Marshall - это известный английский бренд, продукцию которого используют самые именитые и известные музыканты. Среди тех, кто пользуется или использовал продукцией этого бренда есть такие известные имена как Jimi Hendrix, Angus Young (AC/DC), Jeff Beck, Gary Moore, Kerry King (Slayer), Paul Gilbert и многие другие музыканты. Педаль эффектов можно использовать в разных музыкальных стилях, начиная от легкой музыки, заканчивая прогрессивными направлениями рока. Гитарный компрессор MARSHALL ED-1 Compressor станет хорошим приобретением для общего и профессионального использования гитаристов любого уровня.

Обзор №1

Компрессор, имеет четыре регулятора: Volume - уровень обработанного сигнала, Attack - время атаки, Compression - степень компрессии, Emphasis - регулятор, позволяющий настраивать частотный диапазон, в котором будет осуществляться компрессия. Два крайних положения регулятора обозначены Hi и Lo. В положении Hi эффектом компрессируются только низкие частоты, таким образом, выделяется верх. Все с точностью до наоборот в положении Lo.

Повозиться с педалью пришлось немало, но в результате она произвела на меня хорошее впечатление. Мне понравилось ее корректное обращение с гитарным сигналом, понравилась мягкая работа регуляторов, само звучание эффекта. Но все это, к сожалению, относится не ко всем режимам работы педали.

С увеличением степени компрессии также повышается характерный фоновый шум, свойственный недорогим компрессорам, и все бы ничего, но мне не очень понравилась работа эффекта на максимальной компрессии. Кроме наличия шума, звучание становится мутным и блеклым, чересчур сдавленным, хотя и имеющим продолжительный сустейн. Гораздо лучше педаль работает на малых и средних установках степени компрессии. А вот дополнительная возможность частотной компрессии предусмотрена весьма кстати. Можно, например, установив регулятор Emphasis в положение Hi, выделить верхние частоты, то есть сделать более ярким гитарное соло, исполняемое на чистом звуке или на небольшой перегрузке (что-нибудь в стиле рокабилли, например), или, переместив регулятор обратно в Lo, убрать возникающую ненужную резкость и колкость.

На чистом звуке я обычно не использую бриджевый датчик: мощный выходной сигнал перегружает усилитель, а, убрав громкость на гитаре, я теряю обертона. Тут мне компрессор Marshall ED-1 Compressor практически ничем не помог. А вот на нековом хамбакере вышло нечто странное. Степень компрессии была приличной, чтобы избежать перегрузки, хотя и не максимальной, получилось интересное звучание - нечто среднее между синглом и хамбакером. При этом я воспользовался регулятором Emphasis, чтобы подчеркнуть верх. Для сингла это звучание оказалось все же чрезмерно плотным, хотя уже достаточно ярким, но при этом все же заметно лишенным динамики, а полноценный хамбакер потерял насыщенность.

Такая имитация мне не очень понравилась. Зато обрадовало другое. Я часто пользуюсь комбинацией одной катушки хамбакера, стоящего у машинки, и сингла, установленного в средней позиции "бридж + миддл". При этом получается такой яркий, характерный для "кантри" звук, у которого немного низа и практически нет середины. Так вот, эффект, работающий с малым временем атаки, со средней компрессией именно низа (Emphasis в позиции Lo) позволил добиться еще более яркого и искристого звука, напоминающий звучание домбро. Следующее часто используемое мною сочетание звукоснимателей "нек + миддл" дает возможность получить довольно глубокое, но яркое звучание.

Компрессор Marshall ED-1 Compressor в определенной степени выровнял динамику сигнала, срезав (местами даже немного грубовато) пики и вытянув тихие ноты. Учитывая, что педаль Marshall ED-1 Compressor сама ощутимо гасит динамику, на малой компрессии проявление эффекта почти совсем незаметно.

Если уж возникает потребность еще более сузить диапазон "трубы", необходимо работать на более значительных режимах компрессии. А в этих случаях большое внимание приходится уделять настройке величины времени срабатывания и времени восстановления (такой характеристики здесь, к сожалению, нет; она выстроена автоматически), поскольку некорректная установка этих параметров может вызвать или чрезмерное сдавливание звучания (применительно к данному прибору это возможно при малых значениях времени атаки) или внезапные взрывные выбросы на быстрой атаке сигнала (дрожь или пампинг при больших значениях). Вообще, качество работы в режиме сильной компрессии - это один из важнейших показателей класса компрессора. Еще раз повторюсь, что в режиме максимальной компрессии эффект не произвел на меня благоприятного впечатления из-за изрядного уровня шума, кроме того, обработанный сигнал становился разжиженным и безжизненным.

Все вышесказанное относится к работе педали с гитарой Ibanez, с Gibson все обстояло немного по-другому (впрочем, общим было то, что при максимальной компрессии эффект больше портил звук, нежели облагораживал его). С помощью педали удалось подчеркнуть изначально не очень яркую атаку инструмента, одновременно добавив упругости и отдачи. Частотная компрессия также оказалась полезной для разных звукоснимателей, хотя опять не удалось получить реалистичную имитацию сингла (правда, теперь уже не было ощущения гиперплотности в звучании, как в случае с гитарой Ibanez, но вот с динамикой все же не вышло достичь компромисса). Первоначально и не ставилась такая задача, результат получился абсолютно случайно при игре на Ibanez, поэтому я решил в том же направлении поэкспериментировать с Gibson.

Возможно, что если бы на гитаре стояли более мощные звукосниматели, результат мог бы быть другим, еще менее приятным. По-моему, Marshall ED-1 Compressor - все - таки не то устройство, которым можно радикально менять звук инструмента, но вот подчеркнуть тонкости звучания гитары при умелой настройке эффекта можно.

guitar-news.ru

Для чего нужен компрессор в музыке?

В этой статье вы подробно узнаете для чего нужен компрессор в музыке, как он влияет на запись музыкальных инструментов, а также принцип его работы.

Многие начинающие музыканты в том числе и гитаристы, которые лишь недавно начали увлекаться звукозаписью, довольствуются некоторым базовым музыкальным оборудованием и программным обеспечением, и чаще всего даже не знают для чего нужен компрессор в музыке и что это вообще такое.

Для них наиболее важно не то, как будет звучать их запись в конечном итоге, а то, как качественно и красиво они смогут сыграть на своем любимом музыкальном инструменте. А такой подход к записи изначально в корне не верный и чреват в пустую потраченным временем.

С развитием мастерства у музыкантов возникает желание сделать звук своей записи более качественным, интересным и приятным на слух. Часть этой сложной задачи сможет решить компрессия звука. К счастью, на сегодняшний день существует множество простых путей достижения этой цели, так как дорогостоящее для начинающих артистов музыкальное оборудование может с легкостью заменить компьютерная программа.

Что такое компрессор?

Компрессор – прибор динамической обработки звука. Существует множество видов компрессоров с различными функциями, но основная суть их работы заключается в том, что они анализируют входной сигнал и в зависимости от настроек ослабляют или усиливать его на определенную величину.

Для чего нужен компрессор в музыке?

Это нужно для того, чтобы выровнять громкость звучания композиции или выделения отдельных партий миксе. Например, при записи вокала может возникнуть ситуация, когда вокалист поет с перепадами в динамике голоса, так что слова теряются в общем звучании. Чтобы этого избежать, применяют компрессию и «вытаскивают» пропадающие участки на нужный уровень.

Принцип работы компрессора

Компрессор может быть отрегулирован по нескольким параметрам. Самые основные – величина компрессии и «точка перегиба»: в первом случае контролируется степень заглушения или усиления сигнала на выходе, а во втором случае – устанавливается уровень сигнала, после которого он не подвергается компрессии.

Для чего нужен компрессор в музыке?

Также важным фактором динамической обработки является время атаки и время восстановления. Время атаки – величина, указывающая на скорость реагирования компрессора на превышение уровня входного сигнала, а время восстановления показывает на те же параметры, но с точностью наоборот. Время атаки и время восстановления особенно важно выставить на нужный уровень при записи ударных, иначе во время удара бас-бочки будут заглушены все верхние частоты и тихие звуки.

Такую задачу можно решить увеличением времени атаки – так компрессор «пропустит» момент удара бас-бочки и не заглушит высокий диапазон. Альтернативой для решения этой проблемы возможно применение устройств с другим алгоритмом компрессии. Они работают не по принципу точки перегиба, а изменяют все сигналы, но в зависимости от их уровня – чем слабее сигнал, тем меньше он подвержен изменению.

Такие компрессоры дают на выходе более мягкий и приятный звук, к тому же они просты в управлении, так как у них есть только один контролируемый параметр – уровень компрессии. Из-за того, что компрессор не в состоянии отличить шум от полезного сигнала, он может увеличивать громкость помех во время пауз в записи. Для предотвращения такой проблемы применяются экспандеры или простые гейты. Они заглушают шумы в моменты, когда происходят паузы в партии.

Компрессор в музыке

Компрессоры имеют достаточно сложную конструкцию в зависимости от количества параметров, которые они регулируют. В недорогих компрессорах часто используется автоматическая регулировка времени атаки и восстановления, что, несомненно, облегчает жизнь начинающих музыкантов и дает возможность полностью погрузиться в музыку.

Еще более легкий способ – использовать программы-компрессоры, которые очень часто встроены в секвенсоры и аудиоредакторы и имеют множество разнообразных пресетов и эмуляций. Сейчас компрессоры используются повсеместно, будь то концерт или студийная запись, и каждый использует его по своим музыкальным предпочтениям.

P.S. Рекомендуем отличный ресурс, на котором можно смотреть и слушать лучшие новые клипы.

tvoya-gitara.ru

Электронная обработка гитарного сигнала. Электрогитара.

guitar.ru

&nbsp &nbsp &nbsp Автор: Сергей Арзуманов&nbsp &nbsp &nbsp Дата публикации: 03 сентября 1997 г.

Практически любой гитарист, достаточно серьезно относящийся к исполнительскому мастерству, мечтает стать "узнаваемым" гитаристом, то есть тем музыкантом, которого можно легко узнать на слух по его игре. Важную роль в выполнении этой задачи играет уникальная манера игры, но не последнее место занимает и индивидуальный, неповторимый звук. В этой ситуации на передний план выходят различные электронные устройства обработки сигнала, которые могут кардинально изменить звучание электрогитары.

На самом деле, несмотря на сотни различных моделей, имеющихся на рынке, самих эффектов изобретено не так уж много, и большей части гитаристов они прекрасно известны. Однако гораздо меньше тех музыкантов, которые понимают принцип действия каждого прибора, реализующего тот или иной эффект, и могут выстраивать свой собственный звук сознательно, а не путем перебора различных сочетаний эффектов. Поэтому тем музыкантам, кто еще не очень хорошо знаком с работой тех или иных примочек, мы попытаемся раскрыть секреты этой кухни.

Overdrive, Distortion. Начнем, пожалуй, с самых известных из всех существующих эффектов - овердрайва и дисторшна. Вообще - то названий у подобных примочек довольно много - fuzz, heavy - metal, tube screamer и т.д., но все они выполняют одну и ту же функцию - искажение звука путем ограничения сигнала по амплитуде. Тем не менее, всю группу этих примочек можно условно разделить на две подгруппы - дисторшн, который дает более жесткое звучание, и "мягкий" овердрайв. В дальнейшем мы будем называть все примочки данного типа общим названием "дисторшн", если при этом нет специальных оговорок.

Сегодня, по - видимому, все гитаристы используют данный эффект. Это позволяет долго "держать" звук и создать мощное звучание. Кроме того, использование этого эффекта позволяет преодолеть плохую технику музыканта и играть быстрые пассажи, которые без дисторшна звучали бы довольно неряшливо. Следует отметить, что при включенном эффекте нежелательно играть аккордами; звук становится очень "грязным" - это общий недостаток всех подобных устройств.

Ограничение сигнала по амплитуде может реализовываться многими схемотехническими решениями, рассмотрение которых не входит в задачи данной статьи. Возникающее за счет ограничения сигнала большое количество гармоник и придает звуку характерный оттенок.

Полученный в результате ограничения звук гитары зависит не только от конкретной схемы педали, но и от частотной обработки входного и выходного сигналов. За счет добавления большого количества гармоник, звук становится очень высоким, резким и неприятным. Поэтому, как правило, после ограничивающего каскада устанавливаются фильтры, выполняющие частотную коррекцию полученного сигнала. Тем не менее, возможно дополнительное применение частотнокорректирующих устройств, например графического эквалайзера.

Дисторшн обычно ставят в самое начало линии эффектов, но после компрессора, так как длительный сустейн последнего обеспечивает более продолжительное ограничение сигнала.

Compressor - Sustainer. Следующий эффект, который мы рассмотрим, не менее популярен, чем дисторшн; это - компрессор - сустейнер. По названию можно догадаться, что делает это устройство - компрессирует сигнал, то есть производит сжатие динамического диапазона звука гитары. В результате на выходе компрессора - сустейнера формируется сигнал с практически неизменной амплитудой, в то время, как на входе амплитуда непрерывно меняется. Такую примочку можно применять во всех случаях жизни, так как после прохождения через нее гитарного сигнала последний легче обрабатывается другими устройствами.

Следует отметить разницу между компрессором - сустейнером и компрессором - лимитером. Если первый является, по - существу, обычным автоматическим регулятором уровня, поддерживающим сигнал на более или менее постоянном уровне, то второй только ограничивает пики сигнала до определенной величины, передавая остальную часть сигнала без изменений.

Компрессор хорошо располагать в самом начале линии, подавая на его вход сигнал непосредственно с электрогитары. В результате компрессирования повышается сустейн и получается более плотный звук, столь необходимый для стоящего далее дисторшна. Нет большого смысла ставить что - либо перед компрессором, так как большинство эффектов делают частотную характеристику сигнала крайне неравномерной, компрессор же сгладит ее, ослабив этот эффект.

Chorus. Данный эффект делает звук гитары объемным, прозрачным и наполненным. Оригинальность звучания хоруса обусловила его широкое применение многими музыкантами. Хорус можно использовать как при аккомпанементе, так и при сольной игре, например, совместно с дисторшном. Сам эффект получается периодическим изменением времени задержки сигнала, которое составляет примерно 20 - 30 миллисекунд, причем чем больше изменение времени задержки, тем больше глубина хоруса, вплоть до эффекта расстроенной гитары. Если в студийных приборах применяется обычно цифровой хорус, то в педалях он сделан на аналоговой элементной базе, что дает более красивый, по мнению многих гитаристов, звук. Однако цифровые хорусы обладают большими возможностями, гибкостью и сервисными функциями.

В настоящее время большинство выпускаемых педалей реализуют эффект "стереохорус", где звук после обработки разносится по панораме.

Flanger, Phaser. Оба эффекта позволяют получить сложный нестационарный сигнал, в результате чего звук гитары становится объемным, "летящим", "воздушным". Ощущение полета при этом создается периодическим изменением амплитудно - частотных характеристик сигнала.

Об открытии эффекта "флэнжер" ходят разные легенды. Одна из них гласит, что эффект открыл совершенно случайно в 1958 году известный звукорежиссер и продюсер Ph.Spector. При попытке "удвоить" голос, воспроизводя запись одновременно с двух магнитофонов, и получился этот необычный звук (так как идеальной синхронизации лент добиться было невозможно, обе ленты чуть смещалась по времени друг относительно друга). В современных примочках эффект реализуется путем добавления к исходному сигналу его собственных копий, сдвинутых по времени на величины порядка 1 - 10 миллисекунд, причем время сдвига непрерывно меняется.

Фэйзер, являющийся частным случаем флэнжера, осуществляет смешивание исходного сигнала с копиями, сдвинутыми по фазе. Несмотря на одинаковый механизм работы с флэнжером, эффект, производимый фэйзером, заметно отличается на слух.

Флэнжер, фэйзер, а также описанный выше хорус - родственные эффекты, и имеет смысл использовать только какой - нибудь один из них. В цепи эффектов они ставятся после дисторшна, но до дилэя и ревербератора.

Wah - Wah, или иначе "тембровое вибрато", еще один из наиболее распространенных гитарных эффектов. Он может с успехом применяться как в солирующих партиях, так и для создания остинатных ритмических фигур. С помощью этой педали имеется возможность регулировать частоту подъема амплитудно - частотной характеристики для подчеркивания определенного участка спектра звукового сигнала. Иначе говоря, нажимая и отпуская педаль, вы перемещаете "горб" АЧХ в ту или иную сторону. Существуют также устройства Autowah, где управление осуществляется не педалью, а специальным встроенным генератором. Устройство выпускается как в виде отдельной педали, так и совмещенной с каким - нибудь другим эффектом.

Octaver. Данное устройство позволяет сдвигать спектр входного сигнала на октаву или две ниже или выше основного тона, при этом продолжает звучать и сам основной тон, что создает впечатление игры в октаву сразу двух инструментов. В аналоговых педалях эффект реализован посредством простого умножения или деления частоты, но так как спектр гитары имеет довольно сложную форму, то сдвиг частоты сигнала носит условный характер, и изменение звучания достигается, в основном, за счет добавления определенных обертонов. Несмотря на редкое практическое использование октавера, он выпускается с 60 - х годов и до сегодняшнего дня, и некоторые известные гитаристы (John Scofield, Larry Carlton и др.) включают его в свою батарею эффектов.

Tremolo. Это еще один из вариантов вибрато - амплитудное вибрато. Когда - то этот эффект был популярен, а теперь он всеми забыт, несмотря на то, что с его помощью можно добиться интересного звучания. На слух тремоло воспринимается так, как если бы при игре на гитаре ручку громкости быстро (с частотой несколько герц) вращали из одного положения в другое. Устройство, реализующее этот эффект, представляет собой обычный электронный регулятор громкости, управление которым осуществляется генератором, вырабатывающем колебания инфранизкой частоты, при этом форма импульсов, производимых генератором, может быть различной (треугольной, синусоидальной и т.п.). Соответственно, различным будет закон модуляции сигнала, а значит и воспринимаемый на слух эффект.

Наиболее известное музыкальное произведение, где используется тремоло - это композиция "Money" группы "Pink Floyd" (альбом "Dark Side Of The Moon", 1973).

Equalizer. Эквалайзеры представляют собой многополосные регуляторы тембра, позволяющие осуществлять одновременную и взаимонезависимую регулировку на нескольких частотах. Эквалайзеры бывают двух типов - графические и параметрические; помимо студийных приборов, оба типа выпускаются в виде гитарных педалей.

Графические эквалайзеры являются многополосными регуляторами тембра с фиксированными полосами частот коррекции. Количество полос может сильно колебаться - от трех до 31 (так называемые третьоктавные эквалайзеры), гитарные же педали обычно представляют собой 7 - полосные эквалайзеры. Как правило, в таких примочках принимаются следующие значения центральных частот: 100Гц, 200Гц, 400Гц, 800Гц, 1,6кГц, 3,2кГц, 6,4кГц (для бас - гитары значения несколько другие). В качестве регуляторов в графических эквалайзерах применяют движковые потенциометры, поэтому, сформировав нужную амплитудно - частотную характеристику, ее вид можно наглядно наблюдать по положению ручек регуляторов (из - за этого такие эквалайзеры и называются "графическими").

Параметрический эквалайзер позволяет изменять не только спад/подъем определенной полосы частот, но и выбирать центральную частоту и ширину полосы. Встречаются эквалайзеры, не позволяющие изменять ширину полосы (например отечественная педаль "Лель ЭП"), тогда такие эквалайзеры называются квазипараметрическими. Обычно в гитарных педалях число регулируемых полос равно трем.

Какой же эквалайзер лучше применять? Если требуется скорректировать общий гитарный саунд, то несомненно лучший выбор - это графический эквалайзер с его большим количеством регулируемых полос во всем частотном диапазоне гитары. Параметрический же эквалайзер годится для более "тонкой" работы - ослабить или поднять какую - то конкретную частоту, например частоту фона или частоту "темных" нот, встречающихся на грифе гитары (о "темных" нотах речь пойдет во второй части статьи), хотя, конечно, ничто не мешает использовать его также, как и графический эквалайзер.

В цепи эффектов эквалайзер обычно ставится там, где требуется изменить характер звука, убрать или получить "пик" на определенной частоте. Его не следует ставить перед компрессором, который сгладит амплитудно - частотную характеристику, сформированную первым устройством.

Noise Gate. И на сцене, и в студии электрогитара производит довольно много различных посторонних звуков, требующих маскировки. Это могут быть и случайно задетые струны, и фон, и щелчки от переключения звукоснимателей, и многое другое. Эти лишние звуки хорошо слышны только в паузах; при наличии же полезного сигнала они маскируются последним и практически незаметны на слух. Нойс гейт, или иначе шумоподавитель порогового действия, помогает решить эту проблему. Непрерывно следя за уровнем входного сигнала, он определяет, когда величина сигнала снизится до определенного значения, и перестает пропускать сигнал на выход. Когда сигнал поднимется до определенного уровня, выход устройства вновь открывается, причем его закрывание и открывание производится плавно и мягко. Обычно уровни срабатывания и отпускания шумоподавителя имеют различную величину, а для защиты от случайных переключений предусмотрена специальная система контроля. Как правило, педальное исполнение этого устройства позволяет управлять такими его параметрами, как регулировка порога срабатывания, времени нарастания и затухания сигнала.

Шумоподавитель ставят ближе к концу линии эффектов, но до дилэя и ревербератора, так как последние помогают замаскировать шум, который может появиться при переключениях шумоподавителя.

Reverberator, Delay. Реверберацией называется послезвучание, которое наблюдается в помещениях после того, как действие источника звука прекратилось. Послезвучание возникает в результате многократных отражений звуковых волн от стен, потолка и других поверхностей. Если же источник продолжает излучать звуковые колебания, то звуковая картина в помещении представляет собой совокупность прямого звука и многократных отражений. Устройство, имитирующее реверберацию, называется ревербератором. Оно позволяет имитировать акустические характеристики того или иного помещения и благодаря этому получать более естественное, объемное звучание. Впервые искусственную реверберацию стали применять такие известные музыканты, как Chet Atkins и Les Paul.

Современный студийный ревербератор способен выполнять много различных функций - от воспроизведения эффекта объемного звучания до создания необычных тембров и спецэффектов, однако ревербераторы, выполненные в виде педалей, естественно, проще в плане возможностей.

Эффект "дилэй" ("задержка") является, по сути, эхо - эффектом. Этот эффект можно получить из реверберации путем увеличения времени задержки до уровня, когда отчетливо различаются отдельные повторы входного сигнала. Дилэй является довольно популярным эффектом у гитаристов и часто используется во время сольной игры.

И дилэй, и ревербератор обычно ставят в самый конец цепи эффектов. Однако, ревербератор в гитарной практике почти никто не использует - он относится к устройствам общей обработки звука, которыми управляет звукооператор с микшерного пульта.

Volume Pedal. Педаль громкости - это самое простое из всех устройств: оно состоит из корпуса с педалью, которая с помощью зубчатой передачи связана с осью потенциометра. Требуется такое устройство для оперативного контроля громкости звука. Дело в том, что при использовании нескольких примочек громкость при разных комбинациях включенных эффектов может меняться, и здесь педаль громкости может прийти на помощь. Кроме того, используя эту педаль, можно формировать "мягкую" атаку, делать быстрое и в то же время плавное затухание звука и тому подобные вещи. Поэтому даже во многих гитарных процессорах и синтезаторах предусмотрен разъем для подключения такой педали. Существуют также модели, совмещающие в себе педаль громкости и еще какой - либо эффект (fuzz, wah - wah и т.д.).

Теперь, после краткого описания педалей (в гитарных процессорах эффекты аналогичны), перейдем к конкретным схемам их соединения между собой. Все то, что написано ниже, носит чисто рекомендательный характер, и не следует принимать эти советы как нечто единственно правильное и непреложное. В данной ситуации можно говорить лишь об общих правилах соединения, а конкретная цепь эффектов будет зависеть от вашей выдумки, слуха и индивидуальности. Свой собственный звук - вот ваша главная задача. Ниже мы рассмотрим цепочку, состоящую из всех эффектов, но надо понимать, что ни один здравомыслящий человек не станет использовать такую линию: конкретную конфигурацию диктует стиль музыки.

рис.1

Итак, на рис.1 представлена цепочка, состоящая практически из всех эффектов. Если вы внимательно на него посмотрели, то наверняка заметили отсутствие на рисунке эквалайзера. Дело в том, что это устройство настолько универсально, что его можно установить практически в любом месте цепи, где требуется подкорректировать амплитудно - частотную характеристику. Использовать эквалайзер необходимо достаточно аккуратно, так как пики сигнала на определенных частотах могут перегрузить некоторые эффекты группы временной задержки (хорус, флэнжер, фэйзер).

Один из вариантов использования графического эквалайзера представлен на рис.2. В данной ситуации потребуется два эквалайзера (или один, но стереофонический). В такой конфигурации, регулируя частоты на входе и выходе дисторшна, можно добиться хорошего, плотного звучания, уменьшив уровень "жужжащих" частот.

рис.2

Для работы в коллективах, играющих в любых направлениях, связанных с рок - музыкой, можно посоветовать универсальную линию эффектов, изображенную на рис.3. Используя эту схему, можно играть как аккомпанемент, так и сольные партии, причем параметрический эквалайзер возмещает отсутствие шумоподавителя - одну из его полос можно использовать для фильтрации 50 - герцового фона, возникающего при работе дисторшна, а остальные полосы - для коррекции частот.

рис.3

На рис.4 показана еще одна конфигурация цепи (точно такой же пользуется Jimmy Page). Ее особенностью является применение стерео - хоруса и, соответственно, дальнейшее расщепление сигнала на две ветви. Дилэй, установленный в одной из них, помогает подчеркнуть панорамный эффект, возникающий при работе хоруса. Недостаток данной линии заключается в необходимости наличия двух комбоусилителей, что не каждый музыкант может себе позволить.

рис.4

Для исполнения "живой" поп - музыки в общем, и фанк - музыки в частности, подойдет схема, представленная на рис.5. Ориентированна эта цепь на игру аккомпанемента; при наличии же сольных партий после компрессора можно добавить дисторшн. Компрессор, регулятор атаки которого установлен на максимум, позволяет играть одиночные "пиццикатные" ноты, которые в этой ситуации будут очень хорошо звучать. Фэйзер используется при "чесовой" игре аккордами, придавая звучанию определенный оттенок.

рис.5

В заключение хочется сказать, что чтобы вы не делали, главным всегда должно оставаться творчество и ощущение свободы от каких бы то ни было правил. Это касается и составления собственной линии эффектов. Единственный путь открыть "свое" звучание - эксперимент, а не копирование определенных шаблонов. И последнее - эффекты должны украшать игру; нет более неприятного звука, чем звук переобработанной электрогитары.


Смотрите также

">