Компрессия звука. Основы работы с динамическим диапазоном. Настройка компрессора


принцип и настройка — Nch-nch!

Компрессия это одна из наиболее опутанных мифами тем саундпродакшна. Говорят, Бетховен даже пугал ей соседских детей:(

Ладно, на самом деле, применять компрессию не сложнее чем пользоваться дисторшном, главное — понимать принцип её работы и иметь хороший контроль. В чём мы сейчас вместе и убедимся.

Что такое компрессия звука

Первое, что стоит уяснить перед препарированием — компрессия это работа с динамическим диапазоном звука. А динамический диапазон, в свою очередь, — ни что иное как разница между самым громким и самым тихим уровнем сигнала:

динамический диапазон

Так вот, компрессия это сжатие динамического диапазона. Да, просто сжатие динамического диапазона, ну или другими словами понижение уровня громких частей сигнала и увеличение громкости тихих. Не более того.

Ты можешь вполне резонно удивиться с чем тогда связан такой хайп? Почему все говорят о рецептах правильной настройки компрессоров, но никто ими не делится? Почему, не смотря на огромное количество классных плагинов, во многих студиях до сих пор используются дорогущие раритетные модели компрессоров? Почему одни продюсеры применяют компрессоры на экстремальных настройках, а другие не используют совсем? И кто из них в конце концов прав?

Задачи, которые решает компрессия

Ответы на подобные вопросы лежат в плоскости понимания роли компрессии в работе со звуком. А она позволяет:

  1. Подчёркивать атаку звука, делать его более выраженным;
  2. «Усаживать» в микс отдельные партии инструментов, добавляя им мощности и «веса»;
  3. Делать группы инструментов или весь микс более цельным, таким единым монолитом;
  4. Решать конфликты между инструментами с помощью sidechain;
  5. Исправлять огрехи вокалиста или музыкантов, выравнивая их динамику;
  6. При определённой настройке выступать в качестве художественного эффекта.

Как видишь, это не менее значимый творческий процесс чем, скажем, придумывание мелодий или наруливание интересных тембров. При этом любая из вышеперечисленных задач может быть решена с помощью 4-х основных параметров.

Основные параметры компрессора

Не смотря на огромное количество программных и аппаратных моделей компрессоров, вся «магия» компрессии происходит при правильной настройке основных параметров: Threshold, Ratio, Attack и Release. Рассмотрим их подробнее:

Threshold или порог срабатывания, dB

Этот параметр позволяет установить значение, с которого компрессор будет работать (то есть сжимать аудиосигнал). Так, если мы установим в threshold -12dB, компрессор будет срабатывать только в тех местах динамического диапазона, которые превышают это значение. Если весь наш звук тише -12db, компрессор просто пропустит его через себя, никак на него не влияя.

Ratio или коэффициент сжатия

Параметр ratio определяет насколько сильно будет сжиматься сигнал, превышающий threshold. Немного математики для полноты картины: допустим, мы настроили компрессор с threshold -12dB, ratio 2:1 и подали на него барабанный луп, в котором громкость бочки равна -4dB. Каким в этом случае будет результат работы компрессора?

В нашем случае уровень бочки превышает threshold на 8dB. Эта разница в соответствии с ratio будет сжата до 4dB (8dB / 2). В сумме с необработанной частью сигнала это приведёт к тому, что после обработки компрессором громкость бочки составит -8db (threshold -12dB + сжатый сигнал 4dB).

Attack, ms

Это время, спустя которое компрессор будет реагировать на превышение порога срабатывания. То есть, если время атаки выше 0ms — компрессор начинает сжатие превышающего threshold сигнала не мгновенно, а спустя указанное время.

Release или восстановление, ms

Противоположность атаке — значение данного параметра позволяет указать спустя какое время с момента возврата уровня сигнала ниже threshold компрессор прекратит сжатие.

Прежде чем мы двинемся дальше, настоятельно рекомендую взять хорошо знакомый семпл, повесить на его канал любой компрессор и 5-10 минут поэкспериментировать с вышеперечисленными параметрами для надёжного закрепления материала

 

Все остальные параметры опциональны. Они могут отличаться в разных моделях компрессоров, отчасти поэтому продюсеры и применяют различные модели для каких-либо определённых целей (например, один компрессор для вокала, другой на группу ударных, третий — на мастер-канале). Я не стану подробно останавливаться на этих параметрах, а лишь дам общую информацию для понимания что это вообще такое:

  • Колено или излом (Hard/Soft Knee). Этот параметр определяет как быстро будет применяться коэффициент сжатия (ratio): жестко по кривой или плавно. Отмечу, что в режиме Soft Knee компрессор срабатывает не прямолинейно, а начинает плавно (насколько это может быть уместно когда мы говорим о миллисекундах) поджимать звук уже перед значением threshold. Для обработки групп каналов и общего микса чаще используется именно soft knee (так как работает незаметно), а для подчёркивания атаки и других особенностей отдельных инструментов — hard knee;
  • Режим реагирования: Peak/RMS. Режим Peak оправдан когда нужно жёстко лимитировать всплески амплитуды, а также на сигналах со сложной формой, динамику и читаемость которых нужно полностью передать. Режим RMS очень бережно влияет на звук, позволяя уплотнить его, сохранив атаку;
  • Предусмотрительность (Lookahead). Это время, за которое компрессор будет знать что ему предстоит. Своего рода предварительный анализ входящих сигналов;
  • Makeup или Gain. Параметр, позволяющий компенсировать понижение громкости в результате работы компрессии.

Советы по использованию компрессоров

Первый и самый главный совет, снимающий все дальнейшие вопросы по компрессии: если ты а) понял принцип действия компрессии, б) твёрдо знаешь как воздействует на звук тот или иной параметр и в) успел на практике попробовать несколько разных моделей — никакие советы тебе уже не нужны.

Я абсолютно серьёзен. Если ты внимательно прочёл эту запись, поэкспериментировал со штатным компрессором твоей DAW и одним-двумя плагинами, но так и не понял в каких случаях нужно устанавливать большие значения атаки, какой коэффициент ratio применять и в каком из режимов обрабатывать исходный сигнал — то так и будешь дальше искать в интернете готовые рецепты, применяя их бездумно куда попало.

Рецепты точной настройки компрессора это примерно как рецепты точной настройки ревербератора или хоруса — лишено какого-либо смысла и не имеет ничего общего с творчеством. Поэтому настойчиво повторяю единственно верный рецепт: вооружись этой статьёй, хорошими мониторными наушниками, плагином для визуального контроля формы волны и проведи вечер в компании с парочкой компрессоров.

Действуй!

← Ресемплинг midi-сигналов в Ableton Live Формула расчёта задержки звука →

nch-nch.ru

Как настраивать компрессор? Популярный инструмент звукорежиссёра

compressorЕсли Вы знакомы с эффектами, которые оказывают различные параметры настройки компрессора на отдельных источниках, то Вы найдёте, что они не столь отличаются и при использовании компрессора на основной шине.Масса музыкальных событий (удары барабанов, гитарные аккорды) имеет между собой много общего: самый громкий пик прибывает в начале, в то время как музыкальный резонанс происходит впоследствии. Компрессор позволяет изменять баланс между ними. Вы можете усилить начальное воздействие относительно распада, или наоборот, «сдавить» более ранние стадии звука и позволить дышать гармоническому резонансу.

Этот принцип точно также применяется и к полным миксам. Например, быстрая атака и среднее время восстановления будет подавлять переходные процессы (транзиенты) и поднимать относительный уровень окружения и продолжительных нот. Однако, общая компрессия микса сильно зависит от темпа и музыкального содержания песни. Обрабатывая отдельные источники, можно особо не волноваться по поводу того, как параметры атаки и восстановления соотносятся с таймингом песни в целом. Но компрессируя общую шину, Вы должны обратить самое пристальное внимание на общий грув песни. Неправильные параметры, как например, очень медленное восстановление на быстром роковом треке, могут просто-напросто «забить» Ваш микс. Если же, наоборот, установить слишком быстрое восстановление, это может вызвать неудобные эффекты «перекачки» компрессора, которые подрывают чувство и «кач» музыки.

Наблюдение за колебаниями индикатора подавления окажет неоценимую помощь при настройке правильного времени восстановления.

Хороший способ найти правильные параметры компрессора для Вашей песни – это контролировать уровень подавления по VU-метру. Поскольку индикатор обладает довольно большой инерцией, то колебания стрелки «разгладят» маленькие и быстрые движения и помогут сосредоточиться на большой картине. Думайте об измерителе как о визуальном отображении грува песни: как только Вы определите фундаментальные аспекты грува, Вы сможете приспособить восстановление так, чтобы пульс VU-метра соответствовал таймингу Вашей песни. Если измеритель подавления «подпрыгивает» быстрее, чем темп песни, это означает, что компрессор слишком быстро пытается вернуться в исходное состояние – т.е. время восстановления слишком мало. Если стрелка остаётся слева большую часть времени (или постоянно), это означает, что время восстановления, наоборот, слишком велико.

Как правило, треки индивидуальных инструментов имеют достаточно предсказуемые и повторяющиеся динамические вариации. А вот полные миксы, намного более сложны и непредсказуемы.

Вам, конечно же, придётся попрактиковаться, прежде чем Вы сможете правильно устанавливать время восстановления, но скоро это станет второй натурой, по крайней мере, на том материале, который находится во власти сильного ритмического инструмента – например, барабанов или гитары. С более сложным или менее предсказуемым материалом Вы сможете обнаружить, что программно-зависимый (Auto) режим установки восстановления будет лучшим выбором. Компрессор на общей шине ответит на любое событие, которое превышает пороговый уровень, и если микс содержит множество различных элементов, по разному объединяющихся в течение песни, то статичное восстановление, возможно, не столь будет лестным для всех пиков различной формы.

По сравнению с восстановлением, атака – менее сложное для освоения понятие. Время атаки только лишь влияет на то, как быстро компрессор отреагирует на звуки, которые пересекут порог. Как только порог пересечён, звук будет скомпрессирован в зависимости от установленного отношения (ratio). Если атака будет очень быстрой, то компрессор захватит большую часть первичной атаки звука и применит к ней компрессию. Если атака будет медленной, это позволит быстрым переходным процессам пройти неповреждёнными, но заставит компрессор захватывать более медленные пики. Если Ваш микс содержит инструменты с хорошей динамикой и с большим количеством транзиентов (барабаны, фортепьяно, гитары), то слишком быстрая атака может заставить такой микс казаться тёмным и плоским; барабаны даже могут приобрести такое звучание, будто они находятся позади акустической системы.

Стоит отметить, что имея даже самую быструю атаку, обычный компрессор не будет достаточно проворен, чтобы предотвратить кратковременные перегрузки в цифровых записях. Чтобы поймать эти переходные процессы, Вы нуждаетесь в лимитере со временем атаки, близким к нулю, или в лимитере с функцией предвидения (lookahead). Такие устройства существуют, и они могут помочь поднять общий уровень цифровых записей, но их использование лучше отложить до стадии мастеринга.

Как правило, хорошей отправной точкой является установка отношения 1,5:1 или 2:1, а также установка среднего времени атаки и восстановления. Для начала, установите порог так, чтобы установить минимальное подавление (1 – 3dB). Установите значение make-up gain так, чтобы уровень обработанного сигнала соответствовал уровню исходного. Таким образом, Вы сможете включить «обход» (bypass) и оценить, что же реально делает компрессор с Вашим миксом. Самый лучший вариант – это изначально прочувствовать идею и звуковое содержание песни, установить на выход микса компрессор, настроить его и больше не трогать. Любые изменения, которые Вы позже произведёте в его настройках, изменят внутренний баланс микса.

Что компрессор делает с моим миксом?

Лучший способ понять звуковую концепцию общей компрессии состоит в том, чтобы смикшировать одну и ту же песню дважды: один раз через компрессор, и один раз – без него. Это покажет Вам, как общая компрессия затрагивает взаимный баланс самых громких и самых важных элементов Вашего микса.

Вы можете обнаружить, что действия микс-компрессора имеют тенденцию бороться с движениями Ваших фейдеров.

Когда Вы микшируете без компрессии, относительный уровень каждого элемента в миксе определяется только лишь положением фейдеров. Когда Вы добавляете компрессор на общую выходную шину, то Вы добавляете ещё один слой динамического управления, над которым Вы имеете меньше непосредственного контроля. При некоторых обстоятельствах, Вы можете почувствовать, как будто фейдеры «борются» с действиями компрессора.

Как правило, компрессор в большей степени реагирует на инструменты, которые являются самыми громкими в миксе. Это, например, ведущие вокалы и барабаны. Они самые громкие, и поэтому первыми пересекают порог компрессора. Он может по разному влиять на различные элементы микса (в зависимости от своих настроек), но вообще, чем тяжелее Вы нагружаете компрессор, тем больше возникает ощущения того, что движения Фейдеров как-то не очень влияют на доминирующие партии. Давайте рассмотрим ведущий вокал, который был скомпрессирован во время записи и теперь ещё раз компрессируется в режиме реального времени в процессе миксдауна. Если вокал является самым громким элементом в миксе, то он получит ещё большую степень компрессии. Таким образом, общая компрессия микса будет иметь тенденцию уменьшать громкость вокала. Чтобы достичь его желательного уровня, Вам придётся дать компенсацию путём поднятия фейдеров. Но не забудьте, что чем сильнее Вы поднимаете фейдеры, тем сильнее Вы будете компрессировать выходную шину микса! И, конечно, степень подавления, которая вызвана ведущим вокалом, будет сразу применена ко всем элементам микса. Таким образом, субъективная громкость ведущего вокала относительно других инструментов реально может быть увеличена при помощи общей компрессии.

Дайте шанс мастеринг-инженеру

А теперь предупреждение: одна из частых ошибок, которую делают неопытные миксеры – это добавление компрессора или лимитера к уже укомплектованному миксу, непосредственно перед миксдауном. Обычно, единственная цель этого – сделать свой микс громче. Это действие зачастую делается из опасения того, что их клиенты не поймут, почему их материал настолько тих по сравнению с другими коммерческими записями. Это прекрасно при изготовлении «микса для клиента», но если Вы сделаете такой микс для студии мастеринга, то это создаст мастеринг-инженеру достаточно много проблем, поскольку последствия чрезмерной компрессии (или лимитирования) практически неуничтожимы. Мастеринг-инженеры тоже используют компрессию в процессе мастеринга, но имейте ввиду, что это — их конёк, их forte.

Общая компрессия, возможно, и не подойдёт для Вашего стиля микширования. Единственный способ узнать это – поэкспериментировать и посмотреть, какой способ производит лучший микс. Но в любом случае, используете ли Вы компрессию микса или нет, не заставляйте мастеринг-инженера идти на крайности.

Мнения экспертов

Чтобы получить некоторые другие перспективы относительно микс-компрессии, я разговаривал с микс-инженером Кевином Дойлом (Kevin Doyle), который работал с такими исполнителями, как Anne Murray, Alannah Myles, Emmy Rossum, Glenn Gould, Sinead O’Connor, а также над саундтреком к фильму «Страсти по Христу». Также, я провёл беседу с мастеринг-инженером Питером Джей Муром (Peter J Moore), в послужном списке которого Bruce Cockburn, Cowboy Junkies, Diana Krall, Finger Eleven и Oscar Peterson.

У.Х. Кевин, Вы сводите через компрессор?Кевин: «Это не обычно для меня. Я знаю, почему некоторые миксеры предпочитают сводить через компрессор, но я сам хочу управлять внутренней динамикой. Например, микшируя акустические барабаны и перкуссию, я создаю свой микс, компрессируя отдельные треки, чтобы достичь связного баланса и нужного звука. Потом я устраню пики в транзиентах (которые не затрагивают общие балансы микса) при помощи пикового лимитера. Он настраивается с минимальным подавлением (не больше 2 dB) и быстрым восстановлением. Так он эффективно устраняет пики, но не затрагивает барабанный микс. У меня очень много опыта относительно процесса мастеринга и того, чего можно ожидать от моих миксов. Таким образом, я удостоверяюсь, что мой материал положительно ответит на ту динамическую обработку, которую применит мастеринг-инженер. Я могу вставить компрессор и/или лимитер только для того, чтобы посмотреть, что происходит с балансом моего микса. Это позволит мне услышать пример того, на что будет походить микс после мастеринга. Моя цель состоит в том, чтобы послать мастеринг-инженеру такой микс, который позволит ему сделать свою работу, не сталкиваясь с препятствиями и не изменяя мой баланс».

У.Х. Питер, опишите свои взгляды по поводу миксеров, которые используют общую компрессию микса перед мастерингом.Питер: «Я рекомендовал бы миксерам взять себе привычку использовать надлежащую компрессию общей шины своих миксов. Это позволит мне применять меньше динамической обработки, но при этом достигать хорошего качества и желаемого среднего уровня (громкости). Думайте о компрессии, как о покраске автомобиля. Лучше иметь много тонких слоёв краски, чем одно толстое покрытие. Слой №1 – это первичный слой – динамическая обработка, применённая к индивидуальным трекам при записи и/или сведении. Слой №2 – это общая компрессия микса. Слой №3 – это компрессия, применённая на стадии мастеринга. Если Вы присылаете мне микс, который «покрашен» только одним слоем, я должен буду применять больше компрессии при мастеринге, чтобы достичь желательного результата, поскольку RMS всё ещё слишком низок. Должная предварительная компрессия может резко увеличить средний уровень».

У.Х. Вы когда либо получали премастерённые миксы, которые были столь скомпрессированы, что казались повреждёнными?Питер: «Постоянно! Зачастую случается так, что миксер применяет на общей шине L2 или другой brick-wall лимитер только лишь с единственной целью сделать свой микс как можно громче. Я часто получаю перекомпрессированные, насмерть задушенные миксы, которые очень трудно или практически невозможно исправить. Миксер не сводил через компрессор; лимитером «хлопнули» в конце работы только лишь для того, чтобы создать дополнительную громкость. Мастеринг таких миксов – это миссия спасения, а не то, что в действительности подразумевается под словом «мастеринг». Мастеринг – это причёска, косметика и платяной шкаф, но уж ни в коем случае не пластическая хирургия! Я многое могу сделать для спасения плохих миксов, но надо иметь ввиду, что я хоть и хорош, но всё таки не Господь Бог! В наши дни, начинающие продюсеры и микс-инженеры опасаются предоставлять своим клиентам тихо звучащий микс, поскольку у некоторых людей имеется превратное представление по поводу громкости. Если они работают с клиентом, который не осведомлён о процессе мастеринга, то они должны сделать для него «микс клиента», который получил дополнительную динамическую обработку, чтобы дать компенсацию за проблемы динамики и громкости. Я же, в свою очередь, хочу получить от Вас оригинальный файл, т.е. тот микс, который Вы услышали при сведении.

У.Х. Как Вы рекомендуете настраивать микс-компрессор? Какой уровень подавления наиболее типичен?Питер: «Начните с низкого отношения – 1:1,5 или 1:2; со статичной средней атакой – скажем 50мс; и со среднего времени восстановления – приблизительно 250мс. Использование автоматического регулирования восстановления – это хорошая отправная точка, которую я чрезвычайно рекомендую в том случае, если Вы ещё не набили себе руку. Режим «Auto» выручит Вас в 98% случаев. Экспериментируйте с настройкой компрессора, чтобы изучить, как различные параметры влияют на музыку. Когда Вы получите понимание того, что Вы слышите, то сможете точно настроить атаку и восстановление и лучше удовлетворить груву песни. Уровень подавления напрямую влияет на RMS трека, и, к примеру, 2dB подавления позволяют увеличить его на те же самые 2dB. Консервативные уровни – норма: даже 1dB подавления будет иметь значение».

У.Х. Параметры общего компрессора микса должны быть статичными, или наоборот, должны непрерывно изменяться в процессе сведения?Питер: «Возможно, в начале сведения Вы должны делать некоторые небольшие регулировки, но как только Вы выбрали оптимальные параметры, лучше всего оставить компрессор в покое.

У.Х. А многополосные компрессоры могут использоваться для таких применений?Питер: «Я не рекомендую многополосные компрессоры. Определённо, они могут использоваться на индивидуальных треках, но если у Вас возникает нужда в таком виде компрессии на основной шине, то Вам лучше всего решать её путём тщательного рассмотрения индивидуальных треков. Типично использовать такие компрессоры на стадии мастеринга, но даже тогда, они больше являются хирургическим инструментом для исправления проблемных миксов».

У.Х. Какие, на Ваш взгляд, компрессоры лучше всего подходят для общей компрессии микса? Какие модели лучше «угождают» определённым стилям?Питер: «Конечно же, определённые модели лучше «угождают» одним стилям музыки, чем другим. Мой любимый микс-компрессор — Focusrite Red 3. С этим компрессором я могу найти баланс для большинства миксов. Manley Stereo Variable-Mu прекрасно подходит для джаза и мягкой музыки, потому что является «пышным и экспансивным». Joemeek SC2 творит чудеса с рок-музыкой. У меня есть много различных компрессоров, но если бы я должен был выбрать один для всего, то я взял бы Focusrite Red 3.

Опубликовано в журнале «Sound on Sound» Перевод подготовил Бережной Вячеслав www.unisonrecords.org

—-

Клубная музыка, электронная музыка, зажигательная музыка, музыкальные новинки, слушать онлайн!Всё это и многое другое вы найдёте в нашей группе вконтакте .Подписывайся, оставайся с нами и не пропустишь!

Подвалn-pro

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира музыки, и не пропустить новинки своих любимых артистов, подпишись на музыкальный сайт MUZ-FLAME в социальных сетях ВКонтакте, Твиттер и Фейсбук.

——-

радиошоу MPТак же рекомендуем к вашему просмотру наше радиошоу — MUZ-PODCASTВСЕ ВЫПУСКИ ТУТ — http://www.muz-flame.ru/radioshou-podkast-muz-podcast/

 

——-

 

www.muz-flame.ru

Компрессия звука | Создание электронной музыки

Компрессия звука – это процесс сжатия динамического диапазона сигнала. Говоря проще, компрессия звука – это выравнивание громкости сигнала таким образом, что тихие участки становятся громче. Звучит достаточно просто, но на практике все оказывается намного сложнее, особенно если всем процессом руководит не опытный продюсер (звукоинженер, музыкант и т.д.). Услышать результат компрессии, зачастую, оказывается достаточно сложно. С проблемой правильной компрессии звука, а точнее сказать, правильной настройки всех параметров компрессора сталкивается не одна сотня звукоинженеров и продюсеров по всему миру.

Тема грамотной настройки компрессора всегда была актуальной, ведь как здорово было бы иметь наглядную инструкцию по настройке этого, действительно, незаменимого прибора. Так много внимания уделяется рассмотрению самих параметров компрессора и так мало – методам его настройки (определенной поэтапной последовательности действий).

Я не хочу сказать, что знание всех опций компрессора не является необходимостью. Это далеко не так. Прежде чем говорить о самом процессе компрессии звука необходимо тщательно разобраться с прибором, которым вы эту компрессию собираетесь делать. Поэтому я рекомендую вам ознакомится со статьёй «Компрессор звука – прибор для работы с динамическим диапазоном сигнала». В ней на примере плагина Fruity Compressor рассмотрены основные параметры типичного компрессора.

И ещё несколько слов о компрессорах.

Каждый прибор обладает своим собственным алгоритмом работы (движком), что отражается на результатах его работы. Кроме того есть однополосные, а есть многополосные компрессоры, которые обычно применяются при мастеринге композиции. Они состоят из нескольких однополосных, каждый из которых воздействует на определенный частотный диапазон (низкие, средние, высокие частоты). Этот диапазон можно регулировать с помощью кроссовера (crossover). Типичный многополосный компрессор С6 от компании Waves представлен на картинке ниже.

компрессия звука

Компрессия звука. Бессмысленное дерганье ручек или грамотный последовательный процесс достижения результата

Как я уже говорил, компрессия – процесс непростой. Поэтому для лучшего контроля результатов компрессии стоит пользоваться осциллографом (например, плагином s(m)exoscope). Этот прибор позволит вам наглядно увидеть разницу между громкими и тихими участками аудио сигнала. Как выглядит s(m)exoscope показано на картинке ниже.

компрессия звука

Как часто приходится видеть в очередном видео уроке как «звукоинженер» показывает как необходимо настраивать компрессор. При этом, этот чудак делает всё на слух, не давая никаких конкретных рекомендаций по настройке. Какова должна быть последовательность действий? С какого параметра начинать и каким заканчивать? Как сделать всё быстро и правильно, а не крутить ручки наугад?

Есть очень неплохой способ, который рекомендует использовать звукоинженер и просто неординарный человек Michael Paul Stavrou (Ставроу М.П.) в своей книге «Сведение разумом». Суть метода заключается в том, чтобы настраивать каждый из параметров несколько обособленно. При этом другие параметры необходимо поставить во временное положение. Кроме того вы должны четко представлять себе какого результата вы хотите достигнуть.

Последовательность настройки компрессора:

1. Выставляем временные настройки:

компрессия звука

- Release минимальный;

- Ratio на максимум;

- Threshold достаточно большой (как пишет сам автор – «чувствительный»)

2. Настраиваем параметр Attack.

компрессия звука

Благодаря тому, что скорость восстановления минимальная и порог срабатывания достаточно мал, вы можете слышать большое количество повторяющихся атак. Это дает возможность удобно оперировать этим параметром. Настройте атаку по необходимости. Если вам нужно подавить всплеск сделайте её минимальной, если наоборот усилить установите параметр, который вас удовлетворит.

3. Настраиваем Release.

компрессия звука

Сделайте релиз настолько длинным, чтобы огибающая компрессии выглядела как можно более естественней. Не делайте релиз слишком коротким. Есть шанс «убить» звук.

4. Настраиваем параметр Ratio.

компрессия звука

Так как отношение выставлено на максимум, будем постепенно его уменьшать. Нам необходимо уменьшить значение так, чтобы эффект которого мы добились при настройке первых двух параметров сохранился.

5. Настраиваем Threshold.

компрессия звука

Порог необходимо выставить так, чтобы компрессор не сжимал звук постоянно. Нескомпрессированные моменты придают звуку своеобразной окраски и естественности.

Вот и всё.

На первый взгляд – ничего сложного. Однако, весь этот процесс требует внимания, понимания и практики.

Я не даю рекомендаций в числах и не привожу никаких примеров, так как каждый сигнал имеет свою специфику и заслуживает особого внимания.

И ещё раз хочу отметить. Прежде чем использовать компрессию звука убедитесь в том, что это действительно необходимо. И помните, вы должны знать чего хотите добиться.

Смотрите авторское видео об основах компресии

Автор: Александр Коваленко

fierymusic.ru

Компрессия в картинках. Как работает компрессор.

Основы.

Compression - сжатие (англ.). Применительно к звуковому эффекту: Compressor это устройство, предназначеное для сжатия динамического диапазона. Конструктивно это усилитель с автоматической регулировкой уровня. Выражаясь простым языком, этот эффект уменьшает разницу между тихими и громкими звуками. Кроме того, при определённых настройках параметров Attack и Release, компрессия придаёт инструментам некоторую “перкуссивность”, давая звуку больше атаки и, как бы противоречиво это ни звучало - динамики. Именно благодаря применению компрессии при сведении, современные записи звучат так мощно и гладко.

Основные параметры:

Threshold - порог включения компрессии. Сигнал ниже этого порога не подвергается обработке.

Ratio - соотношение входного сигнала к выходному. Например, значение 5:1 означает, что при изменении входного сигнала на 5dB, на выходе мы получим разницу в 1dB.

Attack - время в миллисекундах, которое эффект “ожидает” прежде чем начать сжимать сигнал.

Release - время восстановления чувствительности эффекта.

Gain - регулятор уровня выходного сигнала.

Шкала индикатора GR (Gain Reduction) показывает уровень ослабления сигнала в результате действия компрессии.

Практика.

В качестве материала я взял несколько шумовых импульсов - для бОльшей наглядности:Шум перед применением компрессии

Теперь, применим эффект с “базовыми” параметрами Ratio 5:1, Attack 40 mS, Release 300 mS, Threshold -30 dB:

Шум после применения компрессии

Здесь я пометил, какая настройка за что отвечает. Обратите внимание на действие параметра Release: релиз в 300 миллисекунд не позволяет восстановить чувствительность, так как расстояние между первыми тремя импульсами меньше этого значения, в результате чего атака второго и третьего сэмплов слегка ослаблена. Компрессор успевает восстановиться только во время большой паузы, перед последним звуком. Чтобы добиться одинаковой амплитуды на атаке всех сэмплов, достаточно уменьшить время восстановления (при прочих равных параметрах):

Компрессия с малым временем восстановления

Параметром Attack мы задаём ширину импульса на атаке сигнала, что позволяет получить разный характер звука: высокочастотный щелчок при малых значениях (5-50мс) или низкий “пинок” при значениях 60-70мс и более:

Атака 2мс

Атака 150мс

Значение 0мс не выделяет атаку, сжатие происходит мгновенно (Компрессор работает в режиме Limiter*):

Атака 0мс.

Параметр Threshold -30dB я выбрал для лучшей визуализации. Сигнал обработаный таким образом, сильно ослаблен - фактически только атака и остаётся. С меньшим параметром Threshold мы получим меньшее ослабление сигнала и менее выраженую компрессию (это особенно заметно на последнем, затухающем сэмпле):

Параметр тресхолд на -10 децибел

Реальная практика.

Теперь, когда известно как на звук влияют определённые настройки, можно применить эффект к реальному музыкальному материалу. Хоть я и использую компрессор практически на каждом треке, бездумно применять его везде я бы не советовал. Здесь не существует определённых правил, всё зависит от конкретной партии и ожидаемого результата. Например, если вы имеете дорожку рабочего барабана (Snare) или бочки (Kick), “набитую” одним сэмплом, особого смысла в компрессии нет, поскольку сэмплы уже имеют одинаковую динамику. С другой стороны, если вы хотите придать этим партиям более “пробивное” звучание, имеет смысл применить компрессию с параметром Attack 10-40 mS, быстрым Release и ослаблением (Gain Reduction) порядка 6-10dB. Это придаст звуку “ту самую” перкуссионность.

Аналогично с Distortion электрогитарами и некоторыми синтезаторными звуками - эти инструменты, как правило, уже имеют ровную динамику, но я не исключаю, например, использование лимитера для ограничения пиков или компрессора со стандартными установками, чтобы подчеркнуть атаку… Повторюсь, всё зависит от исходного материала и конечной цели.

В заключении - некоторые мои “стандартные” настройки для различных инструментов. Эти установки могут стать отправной точкой в поиске нужного звучания:

Бочка: Ratio 10:1, Attack 10-100 mS, Release 1 mS, Threshold для ослабления примерно 6-10 dB.

Рабочий барабан: Ratio 5:1, Attack 10-40 mS, Release 50 mS, Threshold для ослабления примерно 6-10 dB.

Хай-Хэт: Ratio 10:1, Attack 20 mS, Release 1 mS, Threshold для ослабления примерно 6-10 dB.

Надголовные микрофоны (Overhead): Ratio 5:1, Attack 2-5 mS, Release 1-50 mS, Threshold для ослабления примерно 6-10 dB.

Мастер трек (шина): лимитер. Ratio 10:1, Attack 0 mS, Release 10-50 mS, Threshold для ослабления примерно 3-10 dB.

Перкуссия, Loops: Ratio 10:1, Attack 10-20 mS, Release 50 mS, Threshold для ослабления примерно 3-5 dB.

Бас-гитара: Ratio 5:1, Attack 100-200 mS, Release 1 mS, Threshold для ослабления примерно 6-10 dB.

Струнные, Pads: Ratio 3:1, Attack 0-40 mS, Release 500 mS, Threshold для ослабления примерно 2-6 dB.

Акустическая гитара, Пианино: Ratio 4:1, Attack 10-30 mS, Release 50-100 mS, Threshold выбираем для ослабления 5-10 dB.

Вокал, Солирующие инструменты: Ratio 4:1, Attack 2-5 mS, Release 50-100 mS, Threshold для ослабления 3-10 dB.

*Limiter - ограничитель (англ.), это компрессор с высоким значением Ratio (10:1 и более) и нулевым значением Attack. Этот эффект ограничивает уровень сигнала при превышении определённого порога, “сглаживая” динамику. По сути, это жёсткая компрессия без выделения пиков (атаки) сигнала.

Метки: distortion, гитара, компрессор, лимитер, микрофон, микс, сведение, сэмплы

Эта запись была опубликована 15.05.2008 в 20:23. В рубриках: Статьи. Вы можете следить за ответами к этой записи через RSS 2.0.

Поделиться с друзьями:

recording-studio.ru

Компрессия — wikisound

Компрессия (сжатие) — процесс изменения динамики звука, выравнивание его громкости, делающее громкий звук тише. По сути компрессор — это автоматический регулятор громкости.

Звукорежиссёр при записи или воспроизведении фонограммы следит за уровнем громкости, убавляя регулятор уровня, если звук становится слишком громким. Эти же функции в автоматическом режиме может выполнять компрессор. Таково было изначальное применение компрессии. Компрессия используется и для групп инструментов, чтобы держать определённые полосы частот в миксе на нужном уровне. Позже, в поисках нового звучания, компрессор стал часто использоваться как спецэффект.

Компрессия — это один из важнейших этапов обработки звука, она позволяет «выделить», «уплотнить», «раскачать», «выровнять», акцентировать атаку инструмента или же всего микса. Компрессор — это незаменимый прибор при мастеринге и сведении. Компрессия используется во всех сферах звуковой индустрии (музыка, телевидение, радио, кино и т.д.), и особенно важна в современной музыке. Правильно настроенный компрессор делает звучание микса более «упругим», «уплотняет» вокал, делает бас и барабаны более «яркими» и «плотными». Компрессия так же может добавить «окраску», сделать сигнал «теплее» и «толще» или «ярче» и «острее».

Недостаточно сжатые треки могут звучать неразборчиво, «сухо» или «пусто». К примеру недостаточно сжатый трек гитары может звучать неразборчиво и периодически пропадать в миксе, или же наоборот вылезать на первый план в незапланированных местах. Но это совсем не означает, что все инструменты нуждаются в компрессии.

Компрессия — это один из важнейших этапов мастеринга. При правильно настроенном компрессоре, микс может получить дополнительную динамику и «кач», «плотность» и «яркость».

При всей своей незаменимости компрессором очень легко испортить звучание инструмента или микса. При неправильно настроенном компрессоре инструмент может звучать «пусто» и «безжизненно» или иметь «плавающий», «мутный» звук. Если же компрессор настроить неправильно при мастеринге это может «убить» всю динамику микса.

Настройка основных параметров[править]

Основная сложность при настройке параметров компрессора — это то, что все они связаны между собой, и изменение одного из параметров будет влиять на работу других. Поэтому при выставлении или изменении одного из параметров попробуйте изменить и другие, возможно новое значение подойдёт больше.

  • Порог (Threshold) - если порог срабатывания установить слишком высоким, то звук подвергнется недостаточной обработке. Если же слишком низким, то возможно несколько вариантов: произойдёт компрессия звуков не нуждающихся в ней, сожмётся весь сигнал и он просто заглушится. Обычно порог компрессора выставляется первым, а уже затем остальные параметры, после предварительной настройки параметров попробуйте изменить порог, потому как чрезмерное сжатие может происходить не из-за большого соотношения или других параметров, а из-за слишком низкого порога срабатывания.
  • Соотношение (Ratio) - чем меньше соотношение тем меньше компрессор воздействует на сигнал. Небольшое соотношение обычно применяется когда необходимо незначительно, аккуратно сжать динамику, к примеру "нежную" партию вокала или другие "мягкие" инструменты, такая компрессия работает мягко и не допускает искажений. Большое соотношение применяется когда необходимо значительно ограничить динамику, или лимитировать сигнал. Например если трек содержит широкий динамический диапазон, и есть необходимость выровнять по громкости тихие и громкие части трека. Отправной точкой для настройки параметра может послужить наиболее часто используемое значение 3:1.
  • Атака (Attack) - время атаки настраивается в зависимости от целей которых вы хотите достичь. Если вы хотите подавить резкие атаки звука, такие как например удары по струнам гитары или щелчок барабана, то установите очень быстрое время атаки, тогда компрессор не будет их пропускать. Если же вы не хотите затрагивать резких атак звука, а хотите сжать только средние по длительности звуки, то увеличьте время до того значения пока компрессор не перестанет сжимать мгновенные значения, и пока не начнётся компрессия средних по скорости сигналов. Имейте ввиду что быстрое время атаки может повлечь за собой появление искажений в звуке (особенно если в звуке присутствуют низкие частоты), но всё же если есть необходимость использовать быстрое время атаки, то возможно лучшим решением будут использование многополосного компрессора.
  • Восстановление (Release) - если время атаки очень быстрое и настроено для подавления резких щелчков звука, то и время восстановления также должно быть быстрым, потому как если оно будет коротким то после щелчков будет происходить нежелательное подавление основного звучания инструмента. Чаще всего чем быстрее время атаки тем также быстрее и время восстановления и наоборот. Потому как быстрое время атаки обычно применяется к резким динамичным звукам, и если время восстановления будет слишком длинным, то компрессор не будет успевать восстанавливаться, и в результате будет подавлять звуки не нуждающиеся в компрессии, эффект будет похож на выплывание звука. Но применяя довольно длинное время восстановления можно добиться художественного эффекта раскачивания, к примеру для драм партии. Наоборот если время атаки длинное, то короткое время восстановления приведёт к тому что компрессор слишком быстро будет переставать сжимать сигнал и особого толка от компрессора не будет.
  • Компенсация громкости на выходе (Gain или make-up gain) - все компрессоры на выходе оснащены параметром восстановления громкости. После компрессии звук становится тише, и очень сложно сопоставить результаты до, и после компрессии, поэтому на выходе громкость восстанавливается параметром Gain или make-up gain. Некоторые компрессоры обладают встроенной функцией автоматического восстановления громкости (auto gain), это облегчает работу, но данная функция не всегда ведёт себя корректно и периодически на выходе всё равно требуется подстройка громкости. После восстановления громкости компрессор то включается, то выключается несколько раз кнопкой (bypass) для сопоставления результата, после чего возможно более точно скорректировать настройки.

Дополнительные функции компрессоров[править]

Автоматический режим[править]

В некоторых компрессорах присутствует режим автоматического контроля времени восстановления, что, полностью или частично, освобождает вас от необходимости его настройки, и оказывается полезным многим начинающим музыкантам. Этот режим может обеспечить более равномерное сжатие различных частей сигнала. Время восстановления изменяется в зависимости от поступающего сигнала, принцип изменения времени может разнится в зависимости от модели компрессора, но в основе лежит схожий принцип. Время восстановления уменьшается при появлении динамичной части сигнала с большим количеством пиков, и увеличивается при уменьшении динамики исходного сигнала.

Также, есть компрессоры с автоматической настройкой времени атаки. Такой компрессор также уменьшает время атаки при возникновении более динамичных частей сигнала, и увеличивает при уменьшении динамики исходного материала.

Автоматический режим облегчает работу с материалом, который имеет различную динамику в разных частях. Но при всём этом удобстве вы лишаетесь контроля над сигналом. Автоматический режим может не всегда правильно реагировать на пики сигнала, он может подавлять атаку инструмента которую вы желали бы сохранить или же недостаточно сжимать сигнал в нужных местах.

Пиковый и RMS режимы[править]

При пиковом режиме (Peak) компрессор реагирует на мгновенные изменения амплитуды звука. Такой режим хорошо подходит для лимитирования сигнала когда необходимо установить жёсткий порог, через который не пройдёт ни один сигнал. Пиковый режим хорошо подходит для значительного вмешательства в динамический диапазон, успевая реагировать на самые незначительные и быстрые изменения в звуке. Примером может служить дикторский голос который должен постоянно хорошо прослушиваться, также данный режим используется при мастеринге, жёстко контролируя динамику сигнала. Очень хорошо подходит для придания плотности треку гитары.

Режим RMS используется в тех случаях, когда необходимо изменить только общую динамику сигнала. Такой режим не реагирует на пиковые, мгновенные изменения в амплитуде сигнала, оставляя их без внимания. К примеру, когда необходимо выровнять звучание гитары и не оказать никакого влияния на атаку инструмента, в результате звучание гитары выровняется и сохраняется атака. Компрессор в RMS режиме работает очень незаметно, аккуратно выравнивая громкость, оставляя сигнал динамичным. Режим отлично подходит для незаметной работы компрессора.

Жёсткое и мягкое колено[править]

Многие компрессоры позволяют выбирать тип компрессии: Hard knee / Soft knee.

  • Жёсткое колено (Hard knee) — это обычный тип компрессии, при котором сигнал, превышающий заданный пороговый уровень, будет уменьшаться с постоянным отношением (ratio). При жёстком колене компрессия сигнала начинается резко, сразу же после того как его уровень превысит пороговое значение. Если необходимо сильно сжать сигнал, то при жёстком колене работа компрессора будет очень заметна, особенно при пересечении сигналом порогового значения, такой звук может звучать очень неестественно. Та же проблема происходит когда сигнал вновь опускается ниже порогового значения компрессора, компрессия прекращается резко. Жесткое колено характерно для жёстких лимитеров и деэссеров.
  • Мягкое колено (Soft knee) — в этом режиме компрессор может автоматически постепенно увеличивать или уменьшать коэффициент сжатия пока он не достигнет максимального или нулевого значения, в зависимости от того, насколько сильно сигнал превысил пороговый уровень или опустился ниже него. Проще говоря — компрессор начинает срабатывать уже тогда, когда сигнал только приближается к пороговому уровню, постепенно увеличивая коэффициент до тех пор, пока сигнал не достигнет порога (хотя очень часто максимальное значение соотношения достигается немного выше порогового значения). Такой компрессор работает менее заметно и предпочтителен в большинстве случаев. Но если вы стремитесь придать резкую атаку инструменту (к примеру щелчок малому барабану), то в таком случае необходимо использовать жёсткое колено, т.к. мягкое не будет оказывать необходимого эффекта.

Стереосвязь[править]

Компрессоры, имеющие возможность работы в режиме стерео связи (stereo-linking), сохраняют стерео картину сигнала проходящего через него. Данная функция очень полезна, при сильной компрессии стерео сигнала. Компрессия может значительно изменить стерео картину инструмента или микса, так как уровни сигналов правого и левого каналов могут быть довольно различны. Stereo-linking компенсирует разность уровней каналов после компрессии. К сожалению, не все компрессоры обладают данной функцией.

Оптический режим[править]

Некоторые цифровые компрессоры способны имитировать работу аналоговых моделей. Они способны переключатся между методами реализации компрессоров, один из наиболее часто используемых методов — это метод компрессора разработанного на основе опто-электронных элементов (Opto). Как и при автоматическом режиме (рассмотренном выше) у оптического компрессора плавающие времена атаки и восстановления, которые имеют более длинные значения. При увеличении сжатия, время восстановления уменьшается, при снижении — увеличивается. Оптические компрессоры работают мягко и имеют характерную «теплоту» звучания, за счёт чего и получили широкое распространение.

wikisound.org

Как настраивать компрессор? – VST Плагины :: Сообщество звукорежиссёров

Если Вы знакомы с эффектами, которые оказывают различные параметры настройки компрессора на отдельных источниках, то Вы найдёте, что они не столь отличаются и при использовании компрессора на основной шине. Масса музыкальных событий (удары барабанов, гитарные аккорды) имеет между собой много общего: самый громкий пик прибывает в начале, в то время как музыкальный резонанс происходит впоследствии. Компрессор позволяет изменять баланс между ними. Вы можете усилить начальное воздействие относительно распада, или наоборот, «сдавить» более ранние стадии звука и позволить дышать гармоническому резонансу.

Этот принцип точно также применяется и к полным миксам. Например, быстрая атака и среднее время восстановления будет подавлять переходные процессы (транзиенты) и поднимать относительный уровень окружения и продолжительных нот. Однако, общая компрессия микса сильно зависит от темпа и музыкального содержания песни. Обрабатывая отдельные источники, можно особо не волноваться по поводу того, как параметры атаки и восстановления соотносятся с таймингом песни в целом. Но компрессируя общую шину, Вы должны обратить самое пристальное внимание на общий грув песни. Неправильные параметры, как например, очень медленное восстановление на быстром роковом треке, могут просто-напросто «забить» Ваш микс. Если же, наоборот, установить слишком быстрое восстановление, это может вызвать неудобные эффекты «перекачки» компрессора, которые подрывают чувство и «кач» музыки.

Наблюдение за колебаниями индикатора подавления окажет неоценимую помощь при настройке правильного времени восстановления.

Хороший способ найти правильные параметры компрессора для Вашей песни – это контролировать уровень подавления по VU-метру. Поскольку индикатор обладает довольно большой инерцией, то колебания стрелки «разгладят» маленькие и быстрые движения и помогут сосредоточиться на большой картине. Думайте об измерителе как о визуальном отображении грува песни: как только Вы определите фундаментальные аспекты грува, Вы сможете приспособить восстановление так, чтобы пульс VU-метра соответствовал таймингу Вашей песни. Если измеритель подавления «подпрыгивает» быстрее, чем темп песни, это означает, что компрессор слишком быстро пытается вернуться в исходное состояние – т.е. время восстановления слишком мало. Если стрелка остаётся слева большую часть времени (или постоянно), это означает, что время восстановления, наоборот, слишком велико.

Как правило, треки индивидуальных инструментов имеют достаточно предсказуемые и повторяющиеся динамические вариации. А вот полные миксы, намного более сложны и непредсказуемы.

Вам, конечно же, придётся попрактиковаться, прежде чем Вы сможете правильно устанавливать время восстановления, но скоро это станет второй натурой, по крайней мере, на том материале, который находится во власти сильного ритмического инструмента – например, барабанов или гитары. С более сложным или менее предсказуемым материалом Вы сможете обнаружить, что программно-зависимый (Auto) режим установки восстановления будет лучшим выбором. Компрессор на общей шине ответит на любое событие, которое превышает пороговый уровень, и если микс содержит множество различных элементов, по разному объединяющихся в течение песни, то статичное восстановление, возможно, не столь будет лестным для всех пиков различной формы.

По сравнению с восстановлением, атака – менее сложное для освоения понятие. Время атаки только лишь влияет на то, как быстро компрессор отреагирует на звуки, которые пересекут порог. Как только порог пересечён, звук будет скомпрессирован в зависимости от установленного отношения (ratio). Если атака будет очень быстрой, то компрессор захватит большую часть первичной атаки звука и применит к ней компрессию. Если атака будет медленной, это позволит быстрым переходным процессам пройти неповреждёнными, но заставит компрессор захватывать более медленные пики. Если Ваш микс содержит инструменты с хорошей динамикой и с большим количеством транзиентов (барабаны, фортепьяно, гитары), то слишком быстрая атака может заставить такой микс казаться тёмным и плоским; барабаны даже могут приобрести такое звучание, будто они находятся позади акустической системы.

Стоит отметить, что имея даже самую быструю атаку, обычный компрессор не будет достаточно проворен, чтобы предотвратить кратковременные перегрузки в цифровых записях. Чтобы поймать эти переходные процессы, Вы нуждаетесь в лимитере со временем атаки, близким к нулю, или в лимитере с функцией предвидения (lookahead). Такие устройства существуют, и они могут помочь поднять общий уровень цифровых записей, но их использование лучше отложить до стадии мастеринга.

Как правило, хорошей отправной точкой является установка отношения 1,5:1 или 2:1, а также установка среднего времени атаки и восстановления. Для начала, установите порог так, чтобы установить минимальное подавление (1 – 3dB). Установите значение make-up gain так, чтобы уровень обработанного сигнала соответствовал уровню исходного. Таким образом, Вы сможете включить «обход» (bypass) и оценить, что же реально делает компрессор с Вашим миксом. Самый лучший вариант – это изначально прочувствовать идею и звуковое содержание песни, установить на выход микса компрессор, настроить его и больше не трогать. Любые изменения, которые Вы позже произведёте в его настройках, изменят внутренний баланс микса.

Что компрессор делает с моим миксом?

Лучший способ понять звуковую концепцию общей компрессии состоит в том, чтобы смикшировать одну и ту же песню дважды: один раз через компрессор, и один раз – без него. Это покажет Вам, как общая компрессия затрагивает взаимный баланс самых громких и самых важных элементов Вашего микса.

Вы можете обнаружить, что действия микс-компрессора имеют тенденцию бороться с движениями Ваших фейдеров.

Когда Вы микшируете без компрессии, относительный уровень каждого элемента в миксе определяется только лишь положением фейдеров. Когда Вы добавляете компрессор на общую выходную шину, то Вы добавляете ещё один слой динамического управления, над которым Вы имеете меньше непосредственного контроля. При некоторых обстоятельствах, Вы можете почувствовать, как будто фейдеры «борются» с действиями компрессора.

Как правило, компрессор в большей степени реагирует на инструменты, которые являются самыми громкими в миксе. Это, например, ведущие вокалы и барабаны. Они самые громкие, и поэтому первыми пересекают порог компрессора. Он может по разному влиять на различные элементы микса (в зависимости от своих настроек), но вообще, чем тяжелее Вы нагружаете компрессор, тем больше возникает ощущения того, что движения Фейдеров как-то не очень влияют на доминирующие партии. Давайте рассмотрим ведущий вокал, который был скомпрессирован во время записи и теперь ещё раз компрессируется в режиме реального времени в процессе миксдауна. Если вокал является самым громким элементом в миксе, то он получит ещё большую степень компрессии. Таким образом, общая компрессия микса будет иметь тенденцию уменьшать громкость вокала. Чтобы достичь его желательного уровня, Вам придётся дать компенсацию путём поднятия фейдеров. Но не забудьте, что чем сильнее Вы поднимаете фейдеры, тем сильнее Вы будете компрессировать выходную шину микса! И, конечно, степень подавления, которая вызвана ведущим вокалом, будет сразу применена ко всем элементам микса. Таким образом, субъективная громкость ведущего вокала относительно других инструментов реально может быть увеличена при помощи общей компрессии.

Дайте шанс мастеринг-инженеру

А теперь предупреждение: одна из частых ошибок, которую делают неопытные миксеры – это добавление компрессора или лимитера к уже укомплектованному миксу, непосредственно перед миксдауном. Обычно, единственная цель этого – сделать свой микс громче. Это действие зачастую делается из опасения того, что их клиенты не поймут, почему их материал настолько тих по сравнению с другими коммерческими записями. Это прекрасно при изготовлении «микса для клиента», но если Вы сделаете такой микс для студии мастеринга, то это создаст мастеринг-инженеру достаточно много проблем, поскольку последствия чрезмерной компрессии (или лимитирования) практически неуничтожимы. Мастеринг-инженеры тоже используют компрессию в процессе мастеринга, но имейте ввиду, что это — их конёк, их forte.

Общая компрессия, возможно, и не подойдёт для Вашего стиля микширования. Единственный способ узнать это – поэкспериментировать и посмотреть, какой способ производит лучший микс. Но в любом случае, используете ли Вы компрессию микса или нет, не заставляйте мастеринг-инженера идти на крайности.

Мнения экспертов

Чтобы получить некоторые другие перспективы относительно микс-компрессии, я разговаривал с микс-инженером Кевином Дойлом (Kevin Doyle), который работал с такими исполнителями, как Anne Murray, Alannah Myles, Emmy Rossum, Glenn Gould, Sinead O’Connor, а также над саундтреком к фильму «Страсти по Христу». Также, я провёл беседу с мастеринг-инженером Питером Джей Муром (Peter J Moore), в послужном списке которого Bruce Cockburn, Cowboy Junkies, Diana Krall, Finger Eleven и Oscar Peterson.

У.Х. Кевин, Вы сводите через компрессор?Кевин: «Это не обычно для меня. Я знаю, почему некоторые миксеры предпочитают сводить через компрессор, но я сам хочу управлять внутренней динамикой. Например, микшируя акустические барабаны и перкуссию, я создаю свой микс, компрессируя отдельные треки, чтобы достичь связного баланса и нужного звука. Потом я устраню пики в транзиентах (которые не затрагивают общие балансы микса) при помощи пикового лимитера. Он настраивается с минимальным подавлением (не больше 2 dB) и быстрым восстановлением. Так он эффективно устраняет пики, но не затрагивает барабанный микс. У меня очень много опыта относительно процесса мастеринга и того, чего можно ожидать от моих миксов. Таким образом, я удостоверяюсь, что мой материал положительно ответит на ту динамическую обработку, которую применит мастеринг-инженер. Я могу вставить компрессор и/или лимитер только для того, чтобы посмотреть, что происходит с балансом моего микса. Это позволит мне услышать пример того, на что будет походить микс после мастеринга. Моя цель состоит в том, чтобы послать мастеринг-инженеру такой микс, который позволит ему сделать свою работу, не сталкиваясь с препятствиями и не изменяя мой баланс».

У.Х. Питер, опишите свои взгляды по поводу миксеров, которые используют общую компрессию микса перед мастерингом.Питер: «Я рекомендовал бы миксерам взять себе привычку использовать надлежащую компрессию общей шины своих миксов. Это позволит мне применять меньше динамической обработки, но при этом достигать хорошего качества и желаемого среднего уровня (громкости). Думайте о компрессии, как о покраске автомобиля. Лучше иметь много тонких слоёв краски, чем одно толстое покрытие. Слой №1 – это первичный слой – динамическая обработка, применённая к индивидуальным трекам при записи и/или сведении. Слой №2 – это общая компрессия микса. Слой №3 – это компрессия, применённая на стадии мастеринга. Если Вы присылаете мне микс, который «покрашен» только одним слоем, я должен буду применять больше компрессии при мастеринге, чтобы достичь желательного результата, поскольку RMS всё ещё слишком низок. Должная предварительная компрессия может резко увеличить средний уровень».

У.Х. Вы когда либо получали премастерённые миксы, которые были столь скомпрессированы, что казались повреждёнными?Питер: «Постоянно! Зачастую случается так, что миксер применяет на общей шине L2 или другой brick-wall лимитер только лишь с единственной целью сделать свой микс как можно громче. Я часто получаю перекомпрессированные, насмерть задушенные миксы, которые очень трудно или практически невозможно исправить. Миксер не сводил через компрессор; лимитером «хлопнули» в конце работы только лишь для того, чтобы создать дополнительную громкость. Мастеринг таких миксов – это миссия спасения, а не то, что в действительности подразумевается под словом «мастеринг». Мастеринг – это причёска, косметика и платяной шкаф, но уж ни в коем случае не пластическая хирургия! Я многое могу сделать для спасения плохих миксов, но надо иметь ввиду, что я хоть и хорош, но всё таки не Господь Бог! В наши дни, начинающие продюсеры и микс-инженеры опасаются предоставлять своим клиентам тихо звучащий микс, поскольку у некоторых людей имеется превратное представление по поводу громкости. Если они работают с клиентом, который не осведомлён о процессе мастеринга, то они должны сделать для него «микс клиента», который получил дополнительную динамическую обработку, чтобы дать компенсацию за проблемы динамики и громкости. Я же, в свою очередь, хочу получить от Вас оригинальный файл, т.е. тот микс, который Вы услышали при сведении.

У.Х. Как Вы рекомендуете настраивать микс-компрессор? Какой уровень подавления наиболее типичен?Питер: «Начните с низкого отношения – 1:1,5 или 1:2; со статичной средней атакой – скажем 50мс; и со среднего времени восстановления – приблизительно 250мс. Использование автоматического регулирования восстановления – это хорошая отправная точка, которую я чрезвычайно рекомендую в том случае, если Вы ещё не набили себе руку. Режим «Auto» выручит Вас в 98% случаев. Экспериментируйте с настройкой компрессора, чтобы изучить, как различные параметры влияют на музыку. Когда Вы получите понимание того, что Вы слышите, то сможете точно настроить атаку и восстановление и лучше удовлетворить груву песни. Уровень подавления напрямую влияет на RMS трека, и, к примеру, 2dB подавления позволяют увеличить его на те же самые 2dB. Консервативные уровни – норма: даже 1dB подавления будет иметь значение».

У.Х. Параметры общего компрессора микса должны быть статичными, или наоборот, должны непрерывно изменяться в процессе сведения?Питер: «Возможно, в начале сведения Вы должны делать некоторые небольшие регулировки, но как только Вы выбрали оптимальные параметры, лучше всего оставить компрессор в покое.

У.Х. А многополосные компрессоры могут использоваться для таких применений?Питер: «Я не рекомендую многополосные компрессоры. Определённо, они могут использоваться на индивидуальных треках, но если у Вас возникает нужда в таком виде компрессии на основной шине, то Вам лучше всего решать её путём тщательного рассмотрения индивидуальных треков. Типично использовать такие компрессоры на стадии мастеринга, но даже тогда, они больше являются хирургическим инструментом для исправления проблемных миксов».

У.Х. Какие, на Ваш взгляд, компрессоры лучше всего подходят для общей компрессии микса? Какие модели лучше «угождают» определённым стилям?Питер: «Конечно же, определённые модели лучше «угождают» одним стилям музыки, чем другим. Мой любимый микс-компрессор — Focusrite Red 3. С этим компрессором я могу найти баланс для большинства миксов. Manley Stereo Variable-Mu прекрасно подходит для джаза и мягкой музыки, потому что является «пышным и экспансивным». Joemeek SC2 творит чудеса с рок-музыкой. У меня есть много различных компрессоров, но если бы я должен был выбрать один для всего, то я взял бы Focusrite Red 3.

vstx.ru

Настройка компрессора — Мегаобучалка

1) Начните с установки самого длинного времени атаки и кратчайшего времени послезвучания.

2) Укорачивайте время атаки до тех пор, пока звук барабана не начнет тускнеть. В этот момент остановитесь.

3) Настройте послезвучание так, чтобы перед следующим ударом громкость успела восстановиться на 90-100%.

4) Включите остальной микс и слушайте, понемногу подстраивая время атаки/послезвучания как нужно.

Смысл - заставить компрессор "дышать" вместе с песней.

Элемент VI. Уникальность - ключ к созданию великолепных миксов.

Микс должен быть не просто технически правильным. Он должен быть интересным, так же, как хорошее кино. Напряжение и разрешение должны чередоваться, выстраиваясь к кульминации, подсознательно вовлекая слушателя. Как кинофильм кажется "ярче" реальной жизни, так же и классный микс должен звучать ярче, чем в реальности. Накал страстей и эмоций должен быть такой, чтобы затянуть внимание человека и заставить его слушать.

Чтобы песня поднялась над обыденным уровнем, звукооператор должен уяснить себе, что именно в песне, мелодии главное, и показать при сведении.

Глава II

Мониторинг. Слушание записи.

Звукооператор сильнее всего зависит от способов, методов и условий мониторинга. Если мониторы не встраиваются в акустику помещения, или звукооператор не умеет с ними работать, то любые советы и рекомендации - полная чушь.

Установка мониторов.

Когда оценивают звучание ближних мониторов, часто не обращают внимания на одну вещь: как они установлены. Способ установки может очень сильно повлиять на стереополе и частотный баланс. Поэтому перед тем, как заняться профессиональной работой, следует проверять, как установлены мониторы.

Вот несколько моментов, которые нужно проверять, чтобы точно установить мониторы:

Расстояние.

Если мониторы стоят слишком близко друг к другу, то стереозона будет размазана, и в ней нельзя будет распознать пространственное размещение элементов. Если мониторы расставлены слишком далеко, то точка фокуса будет расположена слишком далеко позади вас, и вы будете слышать левый канал, правый канал, но не оба вместе. Основное правило - расстояние между мониторами должно быть такое же, как от звукооператора до колонки. Т. е. если вы находитесь на расстоянии в 4 фута от монитора, то начните с того, что разнесите мониторы на 4 фута друг от друга. Получится равносторонний треугольник. Чтобы расставить их достаточно точно, хватит и обычной рулетки. После этого их можно пододвигать, как требуется.

Угол.

Если мониторы сориентированы под неправильными углами, это тоже приведет к размазыванию стереополя и нечеткой пространственной определенности.

Звукооператоры обнаружили: чтобы музыка нормально воспроизводилась во внешнем мире, балансы лучше отстраивать на громкости обычной человеческой речи ~80 dB, или тише.

Высокие уровни в течение длительного времени применять не рекомендуется, и вот почему:

1. Во-первых, самое очевидное: долго слушая на большой громкости, можно надолго повредить слух .

2. Слушание на повышенной громкости приводит не только к усталости ушей, но и вызывает общую усталость. Это значит, что вы сможете отработать только 6 часов, а не обычных 8 (или 10, или 12), которые возможно отработать при небольших громкостях.

3. Уши неодинаково реагируют на различные частоты (вспомните кривые Флетчера - Мунсона) и ухо чрезмерно "поднимает" высокую и низкую части частотного диапазона. Это значит, что микс, сведенный на большой громкости, на нормальной будет звучать очень вяло и невыразительно.

4. На высоких уровнях громкости баланс имеет тенденцию размываться. То, что вроде бы звучит на большой громкости, вовсе не обязательно будет звучать на малой. А вот балансы, выстроенные на малой громкости, всегда сохраняются на большой.

Все написанное не значит, что сводить нужно только тихо. На самом деле, музыкальные звукооператоры (в отличие от кинематографических, у которых уровень постоянный) пользуются разными уровнями: на минутку громко - проверить низы, умеренно - проверить эквализацию и эффекты. Но окончательная балансировка всегда делается тихо.

Слушание в монорежиме.

Поскольку рано или поздно ваш микс все равно где-то воспроизведут моно, то, чтобы не вышел неприятный сюрприз, лучше всего его заранее проверить. Слушание моно дает звукооператору возможность проверить: Фазировку. Балансы. Панорамирование.

Фазировка. Когда стереомикс воспроизводят моно, все не совпадающие по фазе элементы либо будут звучать намного тише, либо пропадут совсем.

следует время от времени слушать моно, хотя бы, чтоб избежать такой "монокатастрофы".

Балансы. Многие звукооператоры слушают в моно только для того, чтобы выстроить балансы. Они чувствуют, что так баланс прослушивается лучше. Монорежим - великолепный способ проверить, не возникает ли маскировка одних элементов другими.

Панорамирование. Немногие звукооператоры знают, что панорамирование можно улучшить, слушая в монорежиме. Можно получить недоступную в стерео точность.

Слушание

Все хотят выяснить, как их микс будет звучать через разные колонки и в разных помещениях, чтобы лучше ориентироваться на нужды потребителей. Вот некоторые проверенные временем стандарты: машина, бумбокс и через дверь контрольной комнаты. Интересно, как будет звучать микс - в разных условиях, на разных акустических системах, наушниках и пр. порой, благодаря такому прослушиванию, сразу вылезают все ошибки.

Глава III

Цитаты. Советы.

Джо Чиккарелли.С чего начинаешь сводить?

Системы у меня нет. Над каждой вещью я работаю по-своему, в зависимости от типа музыки. Это, скорее, задача найти в песне центральный элемент, то, что дает ей жизнь.

Я стараюсь работать быстро, так как обнаружил, что чем дольше, тем сильнее "близорукость" - внимание забивается мелкими деталями. Теряешь эмоцию, ощущение целого, просто высасываешь из музыки душу, поэтому стараюсь все уложить примерно за восемь часов.

Ли ДеКарло. Перед тем, как браться за работу, ты представляешь себе конечный результат?

Еще с начала записи все песни уже звучат у меня в голове. Я знаю, в каком порядке они пойдут в альбоме и в каком стиле будут записаны. Часто сначала делаю запись тугой, а к концу раскрываю.

Как ты пользуешься эквализацией?

Когда свожу - пользуюсь по минимуму, а вот когда записываю - тогда радикально. Большую часть всей эквализации делаю при записи, а при сведении лишь доделываю.

Песня написана о чем-то, - фокус в том, чтобы уловить это, и заставить ее жить. Вот почему сведение - искусство, а не технология.

Джерри Финн. обычно я слышу конечный результат с первого же дня. А дальше - добиться, чтобы звучание из головы перекочевало в колонки.

Джон Гэсс. У тебя есть какие-нибудь мысли по поводу твоей работы?

Да нет, просто делаю, и все. Я "музыкальный" звукооператор. Я вырос, играя музыку. Я вообще не технарь. Когда что-нибудь ломается "Ой, сломалось!" (Смеется.)

Стараюсь найти самые естественные тембры инструментов, и сделать, чтобы все вместе звучало максимально естественно, и не разваливалась. Я представляю микс как слоеный пирог, и укладываю слой за слоем.

Ты слышишь окончательный результат перед началом работы? Знаешь, куда идти?

Ну да, знаю.

слушаешь по отдельности?

Слушаю и по отдельности, но эквализировать отдельную дорожку -идиотизм, потому что она ни с чем не соотносится. Если только не собираешься делать микс из одной дорожки. (Смеется.)

Как ты обращаешься с эквалайзером? Просто смотришь, что конфликтует?

В основном, да. Если конфликтуют два-три инструмента, я выслушиваю их по отдельности, чтобы понять их натуральный тембр. Таким способом я работаю со всеми инструментами, если нет конфликта. Если конфликт есть, то я пользуюсь эквалайзером более агрессивно. Меня не пугает сильная эквализация.

Прикрываешь тылы? делаешь несколько вариантов микса?

Если я не сделаю, кто-нибудь обязательно говорит: "Очень плохо, что ты не сделал такой-то вариант!" Но если делаю, подобных разговоров никогда не бывает. Я думаю, люди просто чувствуют себя увереннее, когда знают, что есть записи альтернативных версий, хоть и всегда предпочитают основной вариант.

Джордж Мэссенберг. Ты можешь слышать готовый микс перед началом работы?

Нет. Я обычно ищу ощущение, и подстраиваю, пока не получу отклик. Будь то эквализация или смена аранжировки, все должно создавать ощущение. Поэтому я чувствую, что я делаю все совершенно не так, как остальные. Я иду в студию не зарабатывать деньги. (Смеется.) Я иду в студию, чтобы экспериментировать.

Какой у тебя общий подход к сведению?

Я хочу услышать что-то подлинное. Я хочу слышать настоящую комнату или настоящее исполнение. Я хочу слышать настоящие инструменты. Не обязательно нечто утонченное или элегантное. Просто настоящее. В стерео я пытаюсь нарисовать осмысленную картину, так, чтобы твой разум тебе не говорил: "Эй, ты что это там мне пытаешься впихнуть?"

На каких уровнях обычно слушаешь?

На всяких. Слушаю громко, чтобы посмотреть, что "качает". Слушаю предельно тихо, чтобы свести все вместе. Затем слушаю на 5 дБ громче уровня шумов, чтобы сфокусировать элементы. Если микс звучит на 30 дБ, 25 дБ, то, скорее всего, зазвучит и когда сделают значительно громче.

Что ты выслушиваешь так тихо?

Чтобы инструменты сочетались друг с другом. Чтобы ничего не потерять. Если на таком маленьком уровне все прослушивается, то, когда прибавишь, выйдет очень ровный баланс. Слушать все предельно тихо - способ выстроить все на один уровень.

Сколько версий окончательного микса ты обычно делаешь?

Ну, я предпочитаю делать одну версию микса. Так же, как на скачках - никогда не ставь против себя. Никогда не ставь на двух лошадей. Я верю в один микс, и он либо верный, либо неверный. Я закончу работу только с одним вариантом. Нынче возможно изменять уровни по полдецибела, но я так не делаю. В конце важно уметь отпуститься от микса. Он тебе больше не принадлежит.

 

Эд Сиэй. Самое трудное - последняя стадия сведения, те несколько часов, за которые я заставляю музыку звучать эмоционально, трогательно, восхитительно, так, что выйдет не просто песня, а "рекорд". Нужно не просто заставить звучать, а сделать из музыки Событие. Иногда нужна тонкая настройка инструментов, иногда - баланса, иногда - добавление динамики. Это последний этап сведения, то самое, что делает запись особенной.

У тебя есть какой-то особый подход к эквализации?

Не знаю, есть ли у меня какой-то особый подход. Я просто стараюсь сделать, чтобы всё звучало естественно, и в то же время очень живо.

Аллен Сайдс. У тебя есть какие-то свои приемчики слушания, типа отойти назад, выйти и послушать через двери, и т.п.?

Да, мне кажется, у всех они есть. Выходишь за чашкой кофе, слушаешь в фойе, и, так как перспектива другая, вдруг осеняет: "Как я мог пропустить такое?"

Дон Смит.

Сводишь сразу с эффектами?

Я всегда выстраиваю насухо. Я рассматриваю сведение как постройку здания. Сначала ты должен заложить прочный каркас, а уже потом можешь его декорировать. Так же и с записью. Я очень редко пользуюсь эффектами, когда записываю материал.

Я обнаружил, что, если у тебя все хорошо звучит всухую, в "голом" виде, то, когда ты начинаешь все это "одевать" эффектами, звучание может стать только лучше. Если ввести эффекты слишком рано, можно замаскировать ошибки. У меня нет правил на этот счет, всегда делаю то, что в данный момент будет звучать хорошо. Иногда сведешь все голое, и не нужно никаких эффектов. Все и так классно, просто оставь как есть.

На каком уровне слушаешь?

Начинаю работу - слушаю громко, через большие мониторы. Иногда недолго слушаю на них во время работы, чаше всего на уровне порядка 90 дБ. Когда микс начинает оформляться, уровень убираю, иногда так, что вообще еле слышно. Делаю тихо и чтобы услышать все, хожу по комнате.

Часто свожу у себя дома, много времени слушаю на террасе. Если я свожу в студии, где есть комната отдыха, то я слушаю оттуда, закрыв дверь контрольной комнаты. Большую часть времени стараюсь не находиться в фокусе мониторов.

Гай Снайдер. Как ты смотришь на сведение? Чего пытаешься достигнуть?

Чтобы звуки вызывали эмоциональный отклик. И это не обязательно текст или музыкальная нота, скорее, способ, как все организовано - так, чтобы вызвать эмоциональный отклик. Когда я изучаю работы тех звукооператоров, которых я уважаю, я не говорю, "Ух ты, мне нравится звук бочки или рабочего". Мне нравится их интерпретация. Для меня именно это и делает записи классными. Звук получать могут все, кто прошел через школу звукозаписи, но интерпретация и есть то, что отличает мальчиков от мужей.

На каком уровне слушаешь?

Я слушаю все исключительно тихо, настолько, что иногда ассистентам приходится выходить из комнаты.

Эд Стэйсием. Какой у тебя подход к эквализации? Есть ли у тебя какие-то частоты, которые ты постоянно перепроверяешь, скажем, у бочки?

Нет, мой подход довольно небрежен. у меня на самом деле нет никаких правил. Я просто двигаю ручки. Чтобы найти хорошее звучание, я вместо экстремальной эквализации скорее переставил бы микрофон.

Словарь

Аттенюация - уменьшение уровня.

Хорус - разновидность звукового процессора, который смешивает слегка расстроенную копию сигнала с его оригиналом, что дает более "жирный" звук.

Гребенчатый фильтр - искажение, возникающее при наложении исходного сигнала на его задержанную копию. В частотной характеристике сигнала возникают пики и провалы.

Decay (затухание) - промежуток времени, за который уровень сигнала падает ниже порога слышимости.

Delay (задержка) Тип процессора, который дает отчетливые повторы сигнала (эхо).

Down-mix (даун-микс) - автоматическое извлечение стерео или мономикса из закодированного сигнала surround.

Эквалайзер - устройство для управления тембром сигнала. Используются приборы от очень простых до очень сложных.

Exciter (иксайтер или по другому энхансер)- внешний прибор, который, с помощью манипуляции фазой и гармоническими искажениями увеличивает количество высоких частот в сигнале.

Флэнжирование - смешивание сигнала с его копией, при котором копия беспорядочно задерживается. Это как будто бы добавляет в звук завываание ветра в трубе.

Кривые Флетчера - Мунсона - комплекс параметров, описывающих, как изменяется восприятие частот ухом на различных уровнях звукового давления. Например, по мере увеличения уровня звукового давления мы обычно значительно лучше слышим очень высокие и очень низкие частоты.

Groove (грув) - "пульс" песни, и то, как инструменты динамически "дышат" вместе с ним.

Make up Gain (восполнение потерь) - параметр компрессора/лимитера, который регулирует восстановление исходного уровня сигнала. Это необходимо, поскольку при работе компрессора/лимитера уровень сигнала автоматически срезается. Этой ручкой регулируется уровень восполнения потерь, и восстанавливается исходный уровень сигнала.

Модуляция - способ изменить характер звучания за счет прибавления к сигналу какого либо воздействия, влияние на сигнал какими либо параметрами.

Параметрический эквалайзер - прибор, которым можно регулировать все параметры звучания: частоту, полосу пропускания, восстановление.

Mute (мьют) - выключатель. "поставить мьют на что-нибудь" - значит выключить.

Фантомный образ - в стереосистеме, если из обоих каналов идет сигнал одинаковой мощности, будет казаться, что результирующий сигнал находится между колонками. Это и есть фантомный образ.

Фазовый сдвиг - явление, когда некоторые частоты (обычно ниже 100 Гц) слегка запаздывают после прохождения сигнала через прибор. Обычно фазовый сдвиг увеличивается чрезмерной эквализацией, и в высшей степени нежелателен.

SPL - уровень звукового давления.

Threshold (порог) - уровень сигнала, с которого включается эффект. Например, на компрессоре/лимитере этот параметр настраивает уровень, с которого начинается компрессия.

megaobuchalka.ru


Смотрите также